Проект "Вторая жизнь вещей"
проект (старшая группа)

Нестерова Ирина Анатольевна

Социально-экологический творческий проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Социально-познавательный творческий детско-родительский проект

для детей старшего дошкольного возраста

 «Вторая жизнь вещей»

Разработала:

Воспитатель 1 кв.категории

Нестерова И.А.

                                                                                         

Сергиев Посад, 2024г.

Паспорт проекта

Тема: «Вторая жизнь вещей»

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

База для реализации проекта: старшая группа.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель – Нестерова Ирина Анатольевна, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность:

Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду.

В повседневной жизни человек не задумывается о том, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер. А почему вещи становятся

ненужными? А что, если их не выбрасывать? В последнее время проблема переработки мусора стоит на первом месте в мировом сообществе. Если бытовые отходы загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично, в виде полезных вещей для украшения интерьера (участка детского сада), сувениров, подарков, дидактических пособий для детского сада.

Гипотеза: если бытовые упаковочные отходы загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично в виде полезных для дома вещей. Можно ли пустые ненужные упаковки применить в жизни человека, дать им вторую жизнь?

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект

«Вторая жизнь вещей».

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Цели проекта:

- Изучить материалы о том, как люди продлевают жизнь бытовым отходам для повторного их применения в жизни, в целях охраны окружающей среды и экономии сырьевых ресурсов нашей планеты;

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.

Задачи проекта:

- найти ответ на вопрос, какой вред наносят упаковочные материалы окружающей среде после первичного использования;

- узнать, что можно сделать с мусором, придумать поделки, игрушки из упаковок, описать судьбу новых вещей;

- формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам;

- развивать творческие способности детей и родителей;

- научиться использовать упаковочные отходы вторично в виде полезных вещей для украшения участка детского сада, дидактических пособий, сувениров, предметов и элементов одежды.

Планируемый результат:

  • повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;
  • Сформировать зачатки экологической культуры у детей;
  • Изготовить различные поделки из упаковочного материала для применения в повседневной жизни;
  • развитие познавательного интереса детей;
  • вызвать желание и умение не загрязнять окружающую среду;
  • создание альбома «Вторая жизнь упаковки».

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный

  • Наработка и накопление материала по теме проекта;
  • Разработка плана мероприятий;
  • Сбор информации из книг;
  • Анкетирование родителей;
  • Обобщение накопленного материала.

II. Основной

  • Организация пространства для сбора макулатуры, крышек, батареек, бросового материала.
  • Непосредственно сбор бросового материала с участием детей и родителей.
  • Презентация для детей «Чистота спасет мир»;
  • Консультация для родителей «Ненужных вещей не бывает»;
  • Творческое задание для детей и родителей «Подарим упаковкам вторую жизнь»;
  • Чтение художественной литературы по теме проекта;
  • Изготовление с детьми игрушек из бросового материала «Классные штучки из мусора кучки»

III. Заключительный

  • Участие родителей и детей во всероссийской экологической акции «Неделя без бумаги»;    
  • Подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;      

Пояснительная записка

Введение

В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно, мы выбрасываем всевозможные ящики, коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т.п. Что-то пришло в негодность, что-то утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным. В повседневной жизни, человек не задумывается о том, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер и отвозит на свалку, где скапливаются горы и залежи мусора. По мнению специалистов – экологов, в настоящее время, на каждого жителя Земли, приходится в среднем, около тонны мусора в год. И страшно подумать, что «культурный слой» нашего времени состоит в основном из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, которые в земле способны не разлагаться сотни лет.

Одной из наиболее актуальных экологических проблем является проблема загрязнения биосферы бытовым мусором. В последнее время, проблема переработки мусора, среди прочих экологических проблем, выдвинулась на первое место. Огромное количество мусора скапливается на улицах нашего города, на берегах нашего водоёма, в лесополосах вдоль трассы. Каждый человек стремится к чистоте в своем доме. Убирается, вытирает пыль, моет полы, пылесосит. И всё это делает ради того, чтобы в доме царил порядок, было чисто и аккуратно. Но при этом часто не замечает, что он, выбрасывая мусор на улицу, вредит сам себе.

Чтобы сохранить окружающую среду путём волшебства ненужных вещей, нужно найти им применение и дать вторую жизнь. Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи, можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный этап

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Наработка и накопление материала по теме проекта.

Разработка плана мероприятий

Сбор информации из книг.

Обобщение накопленного материала

заинтересовать детей и родителей проблемой накопления огромного количества отходов и необходимостью их вторичного использования в целях бережного отношения к окружающей среде.

II этап - основной этап

Презентация для детей «Чистота спасет мир»

Изготовление детьми поделок

Консультация для родителей «Ненужных вещей не бывает»

Творческое задание для детей и родителей «Подарим упаковкам вторую жизнь» (изготовление поделок из бросового материала – упаковочный материал)

Составление творческих рассказов для сборника « Поучительные истории не выброшенных вещей»

Чтение художественной литературы по теме проект

Беседа "Какой вред может нанести природе мусор?"

Игра-викторина "Берегите наш город от мусора"

Формировать у детей основы бережного отношения к природе

Развивать творческое воображение, способность в обычных предметах видеть интересное, необычное. Показать детям возможность преобразования исходной формы в конструкцию

Создать условия для совместного творчества

Учиться использовать упаковочные отходы вторично в виде полезных вещей для украшения участка д/сада, сувениров, предметов одежды; с помощью предложенных заданий оптимизировать детско- родительские отношения.

Способствовать развитию умения составлять рассказ на заданную тему, правильному пониманию задания;

Формировать общую картину мира, путем погружения в сказочную ситуацию;

Закреплять знания детей о природе путем применения игровой формы

Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды

Для привлечения внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды были проведены разнообразные мероприятия, направленные на формирование у детей экологически грамотного поведения.

Из беседы: "Какой вред может нанести природе мусор" дети узнали о последствиях некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, получили представления о разумном использовании некоторых бытовых и хозяйственных отходах. Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше? Подумали и решили украсить свою группу разнообразными поделками, пополнить атрибутами для игр, занятий. Всевозможные коробки - благодатный материал для детской творческой игры. Первое, что мы сделали из картонных коробок, маленьких и больших, - это атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических игр, (Машина времени) что доставило огромное удовольствие детям, вызвало бурю эмоций и восторга. Фантазия и немного времени - нам этого, оказалось, достаточно, чтобы изготовить из бросового материала нестандартное оборудование и игры для центра физического развития.

Большой интерес у детей и родителей вызвал объявленный конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь". Большинство из них приняли в нем активное участие, изготовив свою оригинальную поделку.

III этап - заключительный этап

Участие родителей и детей во всероссийской экологической акции «Неделя без бумаги»;    

Подготовка и проведение выставки детско-родительских работ

Участие в конкурсе «Нестандартное оборудование из бросового материала»

Распространение проектирования с детьми.

Заключение

В нашей стране взрослых очень трудно привлечь к сортировке мусора, но если этому мы будем учиться с детства, то у человека будет воспитываться экологическая культура, и во взрослом возрасте это будет делать не так сложно.

Мы считаем, что самый приемлемый способ утилизации - вторичное использование, которое помогает не только уменьшать количество мусора, но и сберегать ресурсы.  Мы изучали литературу и интернет-ресурсы по теме проекта и узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок, стоит только немножко включить свою фантазию.

Работая над проектом, ребята задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.

В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, картонным упаковкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив свою гипотезу:

1. экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);

2. эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);

3 экологический  (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду).

Вывод

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются замечательные вещи из уже, казалось ненужных предметов. Помните, помогая природе, Вы помогаете себе!

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. М. Костюченко «Поделки из бросового материала».

2. З. В. Морозова «Забавные поделки из подручных материалов».

3. Мир вокруг тебя: Энциклопедия экологии для детей / Пер. с англ. М.Я. Беньковкой и др. – М.: Махаон, 2005.

4. Новая жизнь отходов // Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ.И.Я.Дихтер. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007. – С.56.

5. Юровская К. Пора навести дома порядок! // Вечерний Челябинск. – 2012. – 10 сент. – С.4.

6. Сделай сам. Практичные советы / [Электронный ресурс].

7. Картонные коробки/[Электронный ресурс].

8. Поделки из картонных коробок: игрушки для детей и идеи для дома / [Электронный ресурс].

9. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А.художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.- М. Издательство «Скрипторий 2003».

10. Куцакова Л.В. нравственно-трудовое воспитание.- М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация проекта «Вторая жизнь вещей» Воспитатель: Нестерова И.А

Слайд 2

Подготовка пространства для сбора бросовых материалов

Слайд 3

Изготовление игрушек из бросовых материалов

Слайд 4

Изготовление игрушек из бросовых материалов

Слайд 5

Пополнение коллекции мини-музея «Чудо-фантик»

Слайд 6

Сбор макулатуры и пластиковых крышек

Слайд 7

Творчество из пластиковых крышек

Слайд 8

Организация правильной утилизации батареек в семьях воспитанников

Слайд 9

Конструирование из картона «Машина времени»

Слайд 10

Подготовка сырья для изготовление массы для папье-маше

Слайд 11

Участие детей совместно с родителями во всероссийской экологической акции «Неделя без бумаги»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособия для работы по здоровьесбережению из бросовых материалов 8 группа

Слайд 2

Тренажер для дыхательной гимнастики Материалы: упаковка от цветной бумаги и обложки альбомов для рисования Цель упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Пособие для работы по здоровьесбережению из бросовых материалов

Слайд 3

Пособие для работы по здоровьесбережению из бросовых материалов Кольцеброс Материалы: пластиковая бутылка, фанерка, витая пара. Цель: развитие меткости и глазомера, умения регулировать и координировать свои движения, учить детей попадать в цель правой и левой рукой на разном расстоянии. Задачи: 1. научить детей набрасывать кольца в цель на расстоянии 2. формировать волю ребенка 3. научить детей сохранять равновесие в игре 4. развивать мелкую моторику рук 5. закрепляем основные цвета (красный, синий, зеленый) 6. воспитывать дружеские взаимоотношения и интерес к игре

Слайд 4

Пособие для работы по здоровьесбережению из бросовых материалов Бильбоке Материалы: пластиковые канистры, лоскут, лента Цель : Бильбоке – игрушка, развивающая ловкость! -Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; -Развивать глазомер, быстроту реакции, ловкость, меткость, произвольность поведения, быстроту реакции. ; -Координация движений предплечья кисти и пальцев ; - Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.

Слайд 5

Пособие для работы по здоровьесбережению из бросовых материалов «Гибкие косички» Материалы: витая пара Цель упражнения «Лабиринт»: Стимуляция деятельности вестибулярного аппарата, развитие навыков проприоцепции; развитие мелкой моторики; массаж стоп, профилактика плоскостопия; Цель дыхательного упражнения «Лабиринт» : Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм; выработать плавный, длительный, экономный выдох; активизировать работу мышц губ. Цель ходьбы по косичкам: Закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений; профилактика и коррекция плоскостопия; развитие чувства равновесия и координации движений . Так же, косички можно использовать для разметки в подвижных играх и спортивных мероприятиях. Благодаря способности принимать и сохранять любую форму оборудование является универсальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вторая жизнь вещей"

Выставка поделок, сделанных детьми с родителями из бросового материала....

Опыт работы на тему: ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ ВО ВРЕМЕНИ

Ознакомление детей дошкольного возраста с русской культурой, бытом и традициями крестьян....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».

Способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет...

Вторая жизнь вещей.

Из опыта работы с бросовым материалом....

Экология и вторая жизнь вещей

Материал для родителей на тему экологического досуга....

Выставка «Вторая жизнь вещей»

Популяризация идеи сохранения природных ресурсов и снижения загрязнения окружающей среды с помощью раздельного сбора отходов. Привлечение внимания детей города к проблемам ресурсосбережения, вовлечен...

Выстовка "Вторая жизнь вещей"

Популяризация идеи сохранения природных ресурсов и снижения загрязнения окружающей среды с помощью раздельного сбора отходов. Привлечение внимания детей  города к проблемам ресурсосбережения, вов...