Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений
материал

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._sotsialno-_kommun._gramot._mat._igry.docx26.36 КБ
PDF icon mironova_prezentatsiya.pdf2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»

                                                           

Подготовила: Миронова Валентина

Анатольевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

                                                      МКДОУ детского сада «Сказка» г.Тайшета

                         

                                                                                                                             

                                         

                                                                                           

Тайшет, 2023 г.

Представление опыта работы

по теме: «Формирование социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений»

Цель: распространение передового педагогического опыта, по использованию математических игр и упражнений в формировании социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции участников методического объединения по использованию развивающих дидактических игр и игровых упражнений по математике в коллективной работе с дошкольниками старшего возраста;
  • сформировать у участников методического объединения мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе занимательный материал, игры с математическим содержанием для формирования социально-коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.  

Оснащение: мультимедийное оборудование; атрибуты для проведения мастер-класса (картинки «Геометрические фигуры», «Схемы направлений», игровые модули; логические шары).

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, ведь благодаря общению ребенок познает не только другого человека, но и самого себя.

В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность, а общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной ситуации.  

ФГОС ДО предусматривает, что содержание основной образовательной программы ДОО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области, следовательно, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью общеобразовательной программы.

Я работаю на подготовительной к школе группе.  Дети поступили к нам на шестом году жизни, раньше детский сад не посещали. По данным мониторинга профессиональной деятельности через индивидуальное развитие воспитанников, было выявлено, что дети имеют трудности в общении со сверстниками, взрослыми, испытывают трудности в освоении ООП, а наибольшие трудности у детей были отмечены в области познавательного развития. В результате было принято решение сделать нашу группу с математической направленностью. Учитывая направленность нашей группы, я представляю сегодня мастер-класс «Формирование социально-коммуникативной грамотности у старших дошкольников посредством математических игр и упражнений» и хочу поделиться с вами своим опытом по использованию математических игр и игровых упражнений на формирование социально-коммуникативной грамотности у старших дошкольников. Предлагаю вашему вниманию некоторые математические игры и упражнения, которые я использую в образовательной деятельности, применяю в индивидуальной и подгрупповой работе.  

В процессе непосредственной образовательной деятельности и в режимные моменты я стараюсь включать математические игры и упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры и упражнения, такие как математическое лото, игры с правилами, «Игровые поля», «Сюжетные игровые поля», игры с игральным кубиком. Сюжетно ролевые игры, такие, как «Магазин», «Кафетерий» и т.д. Активно использую игры и упражнения на развитие логического мышления, игры с геометрическими фигурами, счётными палочками и различные головоломки, активизируя таким образом не только психические процессы, но и развивая личностные качества детей: самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

  • Игровое упражнение «Передай другому»

Цель: закреплять навыки устного счета по порядку и обратно, в пределах 1-20.

  • Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах. Закрепление понятий «левая рука», «правая рука».

  • Игра «Передай геометрическую фигуру»
  • Игры на состав числа
  • Игры - задачи
  • Игры в командах
  • Игра «Найди клад»
  • Настольные игры с игральным кубиком
  • Игра «Волшебный мешочек»
  • «Расставь по высоте»
  • «Дойди до нужного предмета»
  • «Составить схему направления»
  • Игра с весами на состав числа

Занимательные развивающие игры, задачи очень интересны детям, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений, таких, как «Танграм», «Пифагор», «Выращивание дерева», «Чем отличаются?», «Волшебный круг» дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, а в играх «Сколько взять конфет?», «Яблоки для всех» у детей к тому же развивается находчивость, сообразительность.

Настольные, дидактические математические игры на формирование социально-коммуникативной грамотности использую как на занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.  

Настольные игры:

  • «Геометрические фигуры»
  • «Табло с разметкой и 20 кубиков
  • «Мозаичные кубики»
  • «Коробочка с шариками для разложения числа»
  • «Игральные кубики»
  • «Волчек»
  • «Трафарет»
  • «Игровые поля»
  • «Сюжетные игровые поля»
  • «Медведи»
  • «Зеркало»  

 

С детьми старшего дошкольного возраста использую игры, где для выполнения заданий требуется коллективное обсуждение и дети, исходя из своих интересов самостоятельно объединяются в подгруппы либо в пары. В играх «Лототрон», «Найди ошибку», «Что лишнее?», «Лабиринт», «Освободите принцессу» совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально — познавательного общения, способствуют умению сотрудничать. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста использую игры в парах, где дети меняются заданиями, а также выполняют роли ведущего, игрока, а затем меняются ролями. В таких играх каждый   участник активен, т.к. дети придумывают задания друг другу и стремятся сформулировать его так, чтобы оно было понятно для партнёра, например, в играх «Отгадай число», «Каких фигур недостаёт», «Цепочка», «Где чей домик?».

Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из имеющихся у него потребностей, интересов, я организую соответствующую образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей, в группе создан уголок занимательной математики (игротеки), куда помещены настольно-печатные игры, головоломки, логические задачи, лабиринты, игры с геометрическими фигурами, оборудование для малоподвижных математических игр. Детям дана возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру и форму ее организации.

Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса, любознательности, а также тех качеств личности, которые необходимы для формирования социально-коммуникативной грамотности. Таким образом, у детей воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия, формируется умение самостоятельно занять себя, научиться применять свои знания и приобретенный собственный опыт в повседневной жизни. 

Родители наших воспитанников не остаются в стороне, принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в группе, интересуются успехами и затруднениями у детей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс, использую различные формы: беседы, консультации, круглые столы, открытые занятия родительские собрания и другие.

Оценивая ситуацию на сегодняшний день, можно отметить положительную динамику. Старшие дошкольники владеют диалогической речью, легко могут входить в контакт со сверстниками и взрослыми, научились успешно взаимодействовать с партнерами как в игре, так и в бытовых ситуациях.     Приобретенные коммуникативные навыки помогут в дальнейшем легче адаптироваться к условиям школьной жизни и, следовательно, быть социально активной личностью. Таким образом, правильно организованная игровая деятельность дошкольников может одновременно являться средством формирования социально-коммуникативной грамотности   и способствовать развитию математических способностей дошкольников.  

 А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю немного активизировать ваши математические способности и поучаствовать в «Математической эстафете». Мы будем играть по принципу то простого к сложному. Задания направленны на узнавание геометрических фигур, пространственные понятия, работа с логическим шаром. Будем использовать для игр: картинки «Геометрические фигуры», «Схемы направлений», игровые модули, логические шары.

Я приглашаю шесть человек из присутствующих. Участники мастер-класса делятся на две команды.

Математические игры и упражнения для педагогов 

  1. Игра «Угадай геометрическую фигуру»

Ведущий мастер-класса «рисует» пальцем на спине игрока геометрическую фигуру, участник должен угадать геометрическую фигуру и передать тем же способом следующему участнику. Последний игрок называет переданную фигуру. Для команд фигуры будут разные. Участники по окончании игры берут карточку с соответствующей фигурой. И так получилось две команды с названием: «Квадрат», «Треугольник». Побеждает та команда, которая правильно передаст фигуру.

  1. Игра «Найди клад»

Для этой игры нужно выбрать по одному участнику из команды. Игроки проходят по игровым модулям, выполняя инструкции ведущего. Например: два шага вперед, один шаг влево и т.д. По окончании игры, участник должен под игровым модулем найти следующую карточку с заданием.

  1. Игра «Дойди до предмета»

Для этой игры нужно выбрать по одному участнику из команды. На карточках нарисованы «схема направлений». Предлагаю пройти по игровым модулям используя схему направлений. Побеждает та команда, в которой участники дойдут правильно до предмета.

  1. Игра с логическим шаром

Предлагаю выбрать по одному участнику с каждой команды. Побеждает та команда, чей участник первым справится с логическим мячом.

Определяем победителя.

Рефлексия:

Предлагаю участникам мастер-класса поиграть в игру «Ладонь в ладонь». Игра на развитие коммуникативных навыков, получения опыта взаимодействия в парах, на закрепление понятий «левая рука, правая рука и т.д.». Участникам предлагаю выбрать себе пару, встать друг к другу лицом.  

Решение: Рекомендую использовать мой опыт работы среди педагогических работников Тайшетского района: математические игры и упражнения для формирования социально-коммуникативной грамотности, с целью способствовать развитию элементарных математических представлений дошкольников.  Так как, правильно организованная игровая деятельность дошкольников может одновременно являться средством формирования социально-коммуникативной грамотности   и способствовать развитию математических способностей дошкольников.  

Литература:

1. Блехер A. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. /Ф. Блехер// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 14-26

2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). /А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.

3. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования./Е.С. Демина - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 128с

4. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.

5. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада./Т.И. Ерофеева, Л.М. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191с.

6. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений./ Е.А. Казинцева. - Издательство: «Учитель», 2008 - 175 с.

7. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: Конспекты занятий в подготовительной группе/Е.А. Казинцева. - Издательство: «Учитель», 2009. - 223 с.

8. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и родителей./В.В. Зайцев. - Москва: ВЛАДОС, 2001 - 64с.

9. Математическая шкатулка / Сост. Л. К- Крез. -- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. -- 76 с.

10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада./Л.С. Метлина. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.

11. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. 19 Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений./ Е.А. Носова. - Л.: 1990. - 62 с.

12. Непомнящая Р. Цифроград. Знакомство с цифрами в учебно-игровых ситуациях./ Р. Непомнящая.// Пралеска, 2004. - № 3. - С. 13-15


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...