«Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»
статья (подготовительная группа)

Бурина Людмила Валерьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_vozmozhnosti.docx25.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №96, г.Иркутск

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

                                                   Бурина Людмила Валерьена

                                                  музыкальный руководитель

2024 г.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

Образование должно развивать новизну нововведений инновационной деятельности, находить творческие подходы для решения жизненно важных проблем, с помощью которых новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Инновационные методы и приёмы дают положительные результаты, но их нужно постоянно обогащать новыми штрихами, совершенствуя систему образования.

ИКТ в музыкальном воспитании задействуют все каналы восприятия дошкольников - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности: несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; улучшают запоминание пройденного материала; развивают интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий; позволяют сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным; помогают расширить ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям; позволяют придать современный уровень организации совместной деятельности педагога и детей; способствуют воспитанию интереса к музыкальной культуре.

Возможность применения следующих видов  инновационных технологий:

- интерактивные:

Традиционные (активные) методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Вышеперечисленным требованиям удовлетворяют интерактивные методы обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса. Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися. Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный» (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

- исследовательские:

Исследовательский метод предполагает самостоятельное решение дошкольниками  поставленных перед ними проблем. Различные этапы поисковой деятельности осуществляются без непосредственного участия педагога, но под его руководством.

Условия проведения занятий поискового характера:

-создание для каждого ребенка ситуации успеха;

- проведение элементарных опытов;

-ответы жестами и мимикой, ответы шепотом (на ухо педагогу);

-работа по индивидуальным карточкам;

-работа в парах (учитель-ученик);

-проверка задания друг у друга;

-поиск ошибок у педагога;

-смена ритма работы при помощи вопросов педагога, по хлопку,

при помощи передачи «волшебного предмета»;

-задания на время: «Выбрать ритмический рисунок для каждого образа»;

-модуляции голосом педагога.

От простого к сложному. Следует начинать работу с уже пройденного материала и постепенно усложнять задания.

Обязательно говорить о предстоящей перспективе:

-Вы научитесь сочинять музыкальные сказки самостоятельно.

-К следующему занятию  придумайте свою сказку.

-компьютерные:

Хотелось бы рассмотреть вопрос о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача — формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным. Музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во время специально организованных занятий, зависит становление музыкального вкуса ребенка, его культурного кругозора, интерес к музыкальной деятельности. Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя: Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный. Пакет MicrosoftOffice оказывает помощь в создании текстов, таблиц, титульных листов, т. е. в ведении всей документации педагога. А так же в обработке и хранении музыкального материала. Что позволяют педагогу компьютерные технологии в музыкальном развитии дошкольников: – Новые технологии позволяют создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Что помогает решить проблему мотивации. – Помогают разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия. – Сокращают время на подготовку к совместной деятельности педагога с детьми. – Повышают качество и эффективность деятельности. В своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Компьютер помогает подготовить музыкальное сопровождение утренников и развлечений.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным. Практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

-проблемного обучения:

 Существуют четыре уровня проблемного обучения:

1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, педагог помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

- проектные:

Применительно к предмету музыка, проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной,  исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

  • показать умения отдельного дошкольника или группы дошкольников использовать приобретенный в ДОУ исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень знаний в области музыки;
  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

-личностно – ориентированные:

Личностный подход к ребенку в учебно–воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно–ориентированных педагогических технологий: − новый взгляд на личность ребенка как основа целеобразования; − гуманизация и демократизация педагогических отношений; − отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; − новая трактовка гуманитарного подхода; − формирование положительной «Я–концепции». Новый взгляд на личность представляет следующие позиции: − личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок–дошкольник – полноправная человеческая личность; − личность является субъектом, а не объектом педагогического процесса; − личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких либо внешних целей; − каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; − приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.); − личностные отношения являются важнейшим фактором определяющим результаты учебно–воспитательного процесса.

- « педагогическая мастерская»

Технология «Педагогическая мастерская» позволяет решить ряд актуальнейших  проблем.

1.    Проблемы мотивационного характера:

•   конструирование эффективной познавательной деятельности, плодотворного общения педагога и дошкольника, самих ребят на учебном занятии, желания вслушаться в слова педагога и умения расслышать и осмыслить услышанное слово;

•   развитие понимания смысловой значимости изучения каждого предмета при отсутствии понимания педагогом, каких метапредметных результатов современный ребенок может достигнуть при изучении его предмета;

•   стимулирование заинтересованности педагога познавательным процессом дошкольника, его удачами и интеллектуальными тупиками.

2.     Проблемы дидактического характера:

•    переход от потребительского отношения дошкольника к деятельности педагога к совместной, творческой, созидательной, исследовательской, познавательной деятельности при отсутствии навыка межличностного взаимодействия в учебном процессе;

•    раскрытие и развитие своих способностей через систематическое погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность при слабо развитой рефлексивной способности детей;

•    поиск способов преподавания, выстраивающих учебный процесс от ошибки к знанию, от ошибки к познанию.

3.     Проблемы психологического характера:

•    преобразование отношения дошкольников, педагогов и родителей к ошибкам, допускаемым в процессе изучения нового программного материала при страхе ребенка к познанию из-за отсутствия развитых универсальных учебных умений к творческой, исследовательской, поисковой деятельности;

•    определение места воспитателя  в музыкальной деятельности и связанная с этим смена акцентов взаимоотношения с детьми, отражающаяся в пропорции их говорения и молчания, в выборе ритма, стиля познания очередной темы;

•    выбор адекватного времени, демократического стиля отношений педагога и ребенка, основой которого стала бы хорошо, разумно направленная свобода детей, без которой немыслим современный образовательный процесс, при укоренившемся желании иметь «послушного» воспитанника.

-«технология «кейсов»:

Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения. С его помощью можно моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности. выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

Кейс- метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей. Этот метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения. С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

- развитие критического мышления:

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

Использование перечисленных  инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.

-  использование инновационных  технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога.

                             Список используемых источников:

1. Музыкальный калейдоскоп Музыкально – информационный журнал Издательство «Радость» 2018 г. Тема номера: «Применение ИКТ в музыкальном образовании» детей дошкольного возраста».

2. IV Международная научно-практическая конференция «Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика»

«Актуализация интерактивных средств обучения на музыкальных занятиях в детском саду» Сусленкова Л.В.

3.  Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. Богодяж О.

4  Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении / О.Б. Леоненко // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – №4. – С. 32–35.

5.https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/ispol_zovaniie_innovatsionnykh_form_i_mietodov_raboty_muzykal_nogho_razvitiia_di 

6.   http://metodzenter.blogspot.com/2018/03/blog-post_55.html 

7.  https://interactive-plus.ru/ru/article/17999/discussion_platform 

8. Инновационные педагогические технологии. Гуслова М.Н ,М. Академия 2016.

9. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. Гин. А., М. Вита-пресс. 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Автоом представлено описание некоторых технологий, возможных в работе ДОУ....

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Примменение  инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

Презентация "Применение инновационных технологий в работе учителя-логопеда"

В данной презентации я рассказала о личном опыте применения некоторых инновационных технологий, которые мне кажутся наиболее эффективными в коррекционной работе....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...

Описание опыта применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя. Коммуникативные танцы и игры.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.  Дошкольное детство представля...