Опыт работы по правовому воспитанию дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа)

Опыт работы по правовому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_pravovomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по правовому воспитанию дошкольников

АН ДОО – Филиал «Детский сад № 55 «Сулусчаан»

Галсанова Эржена Семеновна,

воспитатель I кв. категории

   Дети – будущее каждого государства, каждого народа. Завтрашний день общества зависит от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети – не будущие личности – они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью».

    Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

      Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей, поэтому  наш детский сад имеет приоритетное направление по правовому воспитанию.  Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, больных детей, чьи права нарушаются. Растет наркомания, беспризорность, насилие. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка.

      Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., является первым документом международного масштаба, в котором взрослых призывают к соблюдению и признанию прав детей путем законодательных и других мер. В Декларации провозглашаются права детей на имя, материальное обеспечение, гражданство, понимание, любовь, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

      Еще одним важным правовым документом в нашей стране является Конвенция о правах ребенка. В ней впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от цвета кожи, расы, пола, религии, языка, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание, развитие, активное участие в жизни общества. Этот документ связывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам, считая, что образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам.

      Но, не смотря на столь немалый срок выхода этих документов в свет, они пока еще мало знакомы не только родителям, но и педагогам. Необходимо рассказать взрослым о важности этих документов и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Понимая, что именно мы, воспитатели, вносим с первых лет жизни в сознании детей образ мира, сотрудничества, дружбы, терпимости и доброты; закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего  и именно  нам, педагогам, надлежит быть наиболее грамотными  в этой области, и делиться с другими своими знаниями. И начинать уже надо с дошкольного возраста, так как дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых.

  Именно поэтому мы вплотную занялись этой проблемой. Приоритетное направление в нашем детском саду «Защита прав и достоинств детей дошкольного возраста через координацию усилий семьи и ДОУ». И чем больше мы вникаем в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше убеждаемся, в том, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Новизной и значимостью работы, считаем, что усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе.

Основные направления работы по приоритетному направлению в детском саду №55 «Сулусчаан»

Теоретической основой нашей работы являются: «Всеобщая декларация прав ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Декларация  прав  ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.), Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

  За практическую основу взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами – методические пособия: «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях» (авторы – составители: Соловей С.А, Львова Т.Н., Дубко Г.И.), «Правовое  образование в ДОУ» (Н.Н. Копытова), «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е.В. Соловьевой и др.) и «Я – ребенок, и я имею право» (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.).

  Пропустив через свое понимание  опыт данных российских педагогов, мы начали выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста и разработали методический материал, которая рассчитана на детей 5-7 лет, т.к. считаем, что только к 5 годам дошкольник может управлять своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения, т.е., к старшему дошкольному детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками. Иными словами, только в подготовительной группе, а не раньше, можно ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.

Основными принципами программы по правовому воспитанию являются:

– Принцип систематичности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.

– Принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

– Принцип интеграции: тематика работы по правовому воспитанию включается в тематику других образовательных областей, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.

– Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным и непременно в игровой форме. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

– Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не заучивания материала, а перехода теоретических знаний в практические умения.

– Принцип наглядности: предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть  в доступном месте и меняться в зависимости от изучаемых тем.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Цели и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями развития.

Цель: Максимально способствовать социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру, через формирование основ правовых знаний.

Задачи:

Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.

Способствовать умению оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.

Работа по развитию у детей основы правового сознания будет эффективной, если её проводить систематически и планомерно. Содержание программы «Академия правознаек» реализуется в ходе совместной  организованной деятельности детей и педагогов, во время режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, организации взаимодействия с родителями.

Используются разнообразные формы организованной деятельности детей и педагогов:

 беседы,

 рассказы воспитателя из собственного опыта,

 дидактические игры и упражнения,

 свободную художественную деятельность,

 труд и трудовые поручения,

 чтение художественной литературы,

 игровые ситуации со знакомыми сказочными героями в форме путешествий

 малые формы фольклора, подвижные игры,

 познавательные и развивающие игры

 все виды театрализованной деятельности,

 викторины, традиционные праздники – концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья»;

 технические средства обучения.

Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей:

 игровой,

 художественно-игровой,

 драматизаций,

 продуктивной,

 трудовой

 поисково-экспериментальную,

 проблемную

 продуктивную деятельность.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

 При обучении детей используются  разнообразные  приемы:

 прием наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы, способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

 прием визуализации, дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

 прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

 использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты,         диафильмы);

 решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: «если бы я был гадким утенком …», «если бы я поймал золотую рыбку», «если бы я вдруг превратился в ..».;

 дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

Любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.    Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большая часть времени посвящается практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

В игровой деятельности целесообразно использовать специальные игры и упражнения по правовой культуре дошкольника. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и естественн

Работа по правовому воспитанию предусматривает 2 части: работу с детьми и работу  с родителями.

«Работа с детьми»

Изучив материалы «Конвенции ООН о правах ребенка», мы из общего количества статей выбрали те, которые, с нашей точки зрения, были бы понятны и доступны детям. Вначале планируем познакомить детей с основными документами, защищающими права ребенка, сформировать понимание того, что права есть у всех детей. Далее, обучение планируем по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру:  октябрь – «Право на имя», ноябрь – «Право жить в семье», декабрь – «Право на гражданство», январь – «Право на отдых, развлечение, досуг»,  февраль – «Право на медицинское обслуживание», март – «Право на образование», апрель – «Право на культуру, национальную самобытность и родной язык», т.е. каждый месяц посвящен изучению одного права. Закреплению содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяем детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Поэтому в мае месяце знания о правах детей, полученные ими в течение года, закрепляем  через сказки.

Есть одно неотъемлемое право ребенка – это право на игру. Но мы с грустью должны констатировать, что в настоящее время у наших детей (особенно в старшем возрасте) не остается свободного времени в режиме дня на игровую деятельность. Это объясняется рядом причин:

– во – первых, педагоги в большей степени увлекаются различными формами познавательно – интеллектуальной деятельности;

– во – вторых, родительские запросы направлены на дополнительные образовательные услуги в стенах ДОУ (коррекция речевых недостатков, изучение иностранных языков, обучение танцам и др.);

– в – третьих, и педагогов, и родителей волнует успешное поступление ребенка в элитную школу, гимназию, поэтому предпочтение отдается получению знаний, а не игре. Таким образом, игра, особенно сюжетно – ролевая, фактически уходит из жизни детского сада. А если дети и играют в игры, то сюжеты самостоятельных игр, как показывает практика, носят агрессивную направленность. Дети играют в боевики, игры – ужасы. Видя в этом серьезную проблему, мы наметили мероприятия, которые, на наш взгляд,  позволяют улучшить положение дел: высвободить в режиме дня время для игр; выделить игровую деятельность как ведущую задачу в работе с дошкольниками; обучить родителей стратегии игрового взаимодействия с детьми в семье. Право на игру реализуем в течение всего года.

Работу  с дошкольниками  по формированию основ правового сознания осуществляем: через  специально – организованное обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности, а также  через  совместную  деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей.

Занятия по правовому воспитанию детей планируем 1 раз в месяц во второй половине дня. При проведении занятий  используем разнообразные методы и приемы: беседы, дидактические игры, игры – тренинги, чтение художественной литературы, рассказывание, театрализации. Очень популярны и современные формы работы с детьми – мультимедийные презентации, детско – родительские проекты. Так, подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарила много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». В настоящее шоу вылилась презентация проектов «Я расскажу вам о своем народе», где взрослые и дети не просто рассказывали  о своей национальности, костюмах, обычаях, но и разыгрывали отрывки из сказок разных народов, предлагали  попробовать национальные блюда.

Организации занятий предшествует предварительная работа. Ее желательно включать в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволит избежать их излишней заорганизованности.

Такого количества занятий естественно недостаточно, чтобы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания. Поэтому знания детей должны быть закреплены и пополнены в других формах организации и видах детской деятельности: предусматривается проведение бесед, продуктивных видов деятельности, экскурсий,  чтение и обсуждение художественных произведений,  организация развлечений, спортивных праздников.  Важно создавать условия для практического применения полученных знаний. Большую пользу в этом могут оказать:

– сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Скорая помощь»,  «Школа», «Детский сад»;

– театрализованные игры: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Айболит»;

– дидактические игры: «Разрешено-запрещено», «Я имею право»; «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Найди себе пару», «Подрастающие имена», «Назови по – другому», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам»,  «Кем ты приходишься своим родным». «Обязанности в вашей семье», «Моих родителей зовут…», «Образуй отчество», «Паутина из имен, отчеств, фамилий» и др.;

– упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков: «Скажи другу комплимент», «Как поступят дети».

– Хорошие результаты дает  организация проблемно – поисковой деятельности детей, в которой они воспроизводят усвоенные знания, могут увидеть со стороны,  как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.

– Очень интересно проходят праздники и развлечения, подготовленные совместно со взрослыми. На мероприятие детской культуры «Вместе – дружная семья» дети пришли в национальных костюмах. Они исполняли  читали стихи, танцевали народные танцы,  вспомнили якутские, бурятские, киргизские, русские подвижные   игры. Повар нашего детского сада Н. Т. Назарова познакомила ребят со своим народом: вместе с внучкой в народном чувашском костюме они исполнили частушки на родном  языке. Закончилось мероприятие совместным хороводом под  песню на слова и музыку С.Ю. Солнцевой «Давайте дружить».

На вечере досуга «Школа – дошкольник» дети подготовительной группе читали пословицы и поговорки об учебе, о знаниях; играли в игру «Кто быстрее соберет портфель»; пели песни. В заключении ребята обменялись подарками (дошкольники подарили школьникам цветы, которые сами вырастили, а ученики – закладки для книг). Еще одна встреча прошла в форме игры «Умники и умницы» по теме «Каждой птице свое гнездо». Ребята показали знания о перелетных птицах: описывали их, находили гнезда, читали скороговорки, вспоминали народные приметы, в которых упоминаются перелетные птицы. В перерывах между турами читали стихи, показывали сценки, пели песни. Закончилась встреча вручением дошкольникам скворечников, которые своими руками сделали школьники и развешиванием их на территории детского сада.

В целях формирования элементарных знаний детей о своих правах нами продумана и организована предметно – развивающая среда для самостоятельной деятельности детей. В групповой комнате созданы специальные пространства для активной познавательной деятельности:

В «Уголок государственной символики» внесли: карту Российской Федерации,  портрет президента, кукол (девочку и мальчика)  в национальных костюмах,  иллюстрации  флага и герба России и государственных  символов   (березки, самовара, матрешки, медведя, балалайки, гармонии и  ложек). В перспективе внести кукол в национальных костюмах народов, проживающих в нашем городе Мирном.

На лестничной площадке оформлена информация «Я – человек! Я имею право», где размещены картинки с героями сказок  по правам детей.

«Генеологическое древо» представляет собой дерево из ладошек. Каждая ладошка – это семья ребенка, посещающего группу.

Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.

Собран материал по ознакомлению с малой Родиной. Это макеты детского сада, микрорайона, где расположен детский сад; тематические папки с фотографиями, посвященными,  достопримечательностям города и его знаменитым жителям; материалы об истории родного города.

В помещении группы  продумали   место для хранения  “собственного имущества”. Для этого сделали полку, где дети охотно стали хранить свои вещи  в принесенных из дома красивых коробочках, шкатулках, ярких мешочках.

Имеются   настольные дидактические игры: «Наши соседи,  «Ступеньки образования» и др.

В книжный  уголок систематически выставляются семейные фотоальбомы на темы: «Я и моя семья», «Как мы отдыхаем»; самодельные книги: «Герб моей семьи»,  «Генеологическое древо»,  « Мой папа в армии служил»,  «Кулинарная книга».

  «Взаимодействие с родителями»

Одним из важных звеньев по правовому воспитанию дошкольников является взаимодействие педагога и родителей детей, так как значение семьи в формировании основ правового сознания и поведения ребенка трудно переоценить, ведь  родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.  Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Цель: Ознакомление родителей с конвенцией ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ. Формировать у родителей позицию гаранта прав маленького ребенка. Выявлять и корректировать нарушения прав детей в семье. Способствовать сплочению семейных уз.

    Работа с родителями по правовому воспитанию должна проводиться в системе. Итогом работы с семьями воспитанников должен стать следующий результат: родители повысили уровень своей правовой культуры, в семьях появились традиции, дети и родители стали ближе друг к другу. Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, разработали план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями. Для этого использовали разные формы работы с родителями: оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается», где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка; памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя», «3 способа открыть ребенку свою любовь», памятка по составлению родословной.  Широко используются в работе   папки-передвижки на тему: «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний», родительские собрания в форме диспута «Защитим наших детей от…»; совместное мероприятие родителей с детьми «Маленьким детям – большие права», консультации «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». «Можно ли обойтись без наказания».

Наиболее  интересны такие  формы  работы с детьми, как Встреча у камина «Знаем ли мы права и обязанности детей» (с приглашением психолога);  выполнение домашних заданий,  таких как  участие в детско – родительских проектах:  «Что означает мое имя»,  «Я расскажу вам о своем народе»;  участие в  организации  выставок: «Семейных фотографий», «Как мы отдыхаем»;   проведение  совместных праздников: «Папа,  мама, я – спортивная семья»,  «Я, ты, он, она вмсте – дружная семья»; совместная продуктивная деятельность с детьми на тему «Если хочешь быть здоров».

Выводы

В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых  и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее,  теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а так же позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Новизна и значимость нашей работы, считаем, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ И РАСКРЫТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТИ, что немаловажно для жизни в нашем обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

Опыт работы по православному воспитанию дошкольников

Введение Православного компонента дошкольного образования позволит не только православным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в подборе материала по воспитанию детей на православн...

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Система работы по правовому воспитанию дошкольников

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения ...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...