Экология как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Варзупина Анастасия Васильевна

Актуальность

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является  необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность  проблемы  развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моего опыта работы:Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

      -Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.

        

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как у начинающего  педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  1. умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  2. овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей   среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  3. умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  4. пополнение   копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.

 

У детей сформируются:

- Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;

-социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

-повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

 

У родителей воспитанников:

-появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к   предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

-заинтересованность  в презентации семейных проектов, которые  обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 

Классификация проекта

 

 

Продолжительность

 

 

Тема

 

Месяц

  1. Семейный, творческий

краткосрочный

«Осенние фантазии»

Октябрь-ноябрь

  1. Семейный, творческий

краткосрочный

«Птичья столовая»

Ноябрь -декабрь

  1. Игровой

Долгосрочный

(опыты, наблюдения, сравнения)

«Использование дидактических

развивающих игр

в образовательно –воспитательном процессе»

В течение года

  1. Творческий

краткосрочный

«Новогодний калейдоскоп»

декабрь

  1. Патриотический

Краткосрочный

«Россия – Родина моя»

Февраль

  1. Познавательно-

исследовательский

краткосрочный

«Наш веселый огород»

Март-июнь

  1. Творческий, игровой

краткосрочный

«Волшебный мир русской народной сказки»

Март -апрель

  1. Познавательно-исследовательский

краткосрочный

«Весенняя лаборатория»

Апрель -май

  1. Индивидуальный

Краткосрочный

«Моя семья»

Май

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является  необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность  проблемы  развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моего опыта работы:Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

      -Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.

        

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как у начинающего  педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей   среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя средней группы.

У детей сформируются:

- Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;

-социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

-повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

-появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к   предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

-заинтересованность  в презентации семейных проектов, которые  обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Классификация проекта

Продолжительность

Тема

Месяц

  1. Семейный, творческий

краткосрочный

«Осенние фантазии»

Октябрь-ноябрь

  1. Семейный, творческий

краткосрочный

«Птичья столовая»

Ноябрь -декабрь

  1. Игровой

Долгосрочный

(опыты, наблюдения, сравнения)

«Использование дидактических

развивающих игр

в образовательно –воспитательном процессе»

В течение года

  1. Творческий

краткосрочный

«Новогодний калейдоскоп»

декабрь

  1. Патриотический

Краткосрочный

«Россия – Родина моя»

Февраль

  1. Познавательно-

исследовательский

краткосрочный

«Наш веселый огород»

Март-июнь

  1. Творческий, игровой

краткосрочный

«Волшебный мир русской народной сказки»

Март -апрель

  1. Познавательно-исследовательский

краткосрочный

«Весенняя лаборатория»

Апрель -май

  1. Индивидуальный

Краткосрочный

«Моя семья»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационные технологии, как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использования информационно-коммуникационны...

Сообщение из личного опыта: "Экскурсии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Экскурсия, как метод развития речи детей,  дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке....

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой  деятельности...

"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...

2023 «Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Почему я выбрала именно эту педагогическую находку? Ответ на этот вопрос прост. Я считаю, что использование данной технологии продиктовано самим временем. В современном мире наши дети получают огромны...