Консультация: Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе использования развивающих игр математического содержания в совместной деятельности педагога с детьми
план-конспект занятия

Коваленко Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Интеллектуальное развитие дошкольников

в процессе использования развивающих игр

математического содержания

в совместной деятельности педагога с детьми

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

октябрь 2021

Система игр и упражнений направленная на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Обучение математике немыслимо без использования дидактических игр. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя, мыслительных процессов. Игра – естественный способ развития ребенка. В игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Основное назначение дидактических игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие возрастные особенности детей;

- ориентация на развитие личности дошкольника;

- использование специальных методических материалов по математике.

Дошкольники активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Все числовые представления, доступные возрасту, ребенок извлекает из жизни, среди которой он живет и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном – в игре.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью развиваются внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок приобретает, новы знания, умения, навыки, развивает способности. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм)

- игры-головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

Затем игра усложняется. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

#1047;адачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

#1047;адачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

#1047;адачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагаются в определенной последовательности.

Переходя от простых заданий к более сложным, уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Коломбово яйцо».

Использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком.

Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

.

Литература

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.

Колесникова Е.В. Математика для детей 67 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.(Математические ступеньки).

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2012г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе практический курс математики для дошкольников. Ювента, М., – 2014.

Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Открытый показ

Игра КВН в подготовительной группе

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

июнь 2022

Игра КВН для подготовительной группы

Тема: Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить изученный материал в досуговой форме.

Обучающие задачи: закрепить знания состава числа 10 из двух меньших; продолжать учить примеры на сложение и вычитание; развивать конструктивное мышление; закрепить знания об объемных телах; развивать пространственные ориентировки.

Развивающие задачи: развивать смекалку, зрительную память, воображение; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; способствовать развитию речи, формированию мыслительных операций.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, сплоченность, уважение; развивать интерес к математике.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, мел, кегли, логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, две бескозырки.

Демонстрационный материал: черный ящик, карточки для игры Кошки-мышки, грузовая машинка, объемные геометрические тела (шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида).

Раздаточный материал: карточки с заданием, конверты с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход занятия:

- Сегодня мы проводим настоящий КВН для дошкольников. Это игра веселых и находчивых ребят. Две команды веселых, разумных и внимательных детей будут соревноваться друг с другом. Какая из команд выиграет, определит наше жюри, которое будет следить за нашей игрой и оценивать результаты. (Представление членов жюри: Наталья Анатольевна, Татьяна Михайловна, Файруза Багжатовна)

- А теперь представление команд. Первая команда «Веселые Архимеды».

Мы умные детишки, детишки-шалунишки.

Любим в КВН играть и, конечно побеждать.

Наш девиз: Один ум – хорошо, а много – лучше.

Вторая команда «Маленькие Пифагоры».

Мы ребята не зазнайки

В игры разные играем, в КВНе побеждаем.

Наш девиз: Знание – это сила.

Разминка – зарядка для ума. Вопросы для команд:

- Сколько ушей у трех мышей? (6)

- Сколько лап у двух медвежат? (8)

- Сколько сторон у прямоугольника? (4)

- Сколько углов у круга? (нет ни одного)

- Сегодня четверг, через 2 дня будет спектакль. Какой день это будет? (воскресенье)

- Какой день недели между средой и пятницей? (четверг)

- В названиях каких сказок есть цифры? (Волк и семеро козлят. Три медведя. Белоснежка и семь гномов. Три поросенка. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Три толстяка.)

- В каких пословицах встречаются цифры? (Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Осень – погод восемь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

- Подарил утятам ёжик 8 кожаных сапожек. Кто узнает из ребят, сколько было здесь утят? (4)

-Бабушка связала внукам 3 шарфика и 6 варежек. Сколько внучат у бабушки? (3)

- Один ослик нес 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого масса груза больше? (одинаково)

- В кастрюле было 4 литра воды, когда долили несколько литров, то стало 6 литров. Сколько литров воды долили? (2)

Оценки жюри.

- Начинаем конкурсы. 1. Черный ящик. (звучит музыка) Что лежит в черном ящике?

Статный парень заводной носит короб за спиной.

И в тот короб поместится и песок, и черепица. (грузовик)

Быстро едут по дороге грузовики. Они спешат на стройку. В грузовик надо погрузить плиты парами, чтобы сумма верхнего и нижнего числа составляла 10. Запишите в клетках пары чисел, сумма которых равна 10и.

2. Отгадайте загадку: Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (поезд)

- С помощью геометрических фигур предлагаю вам собрать паровоз. Работаем всей командой.

3. Физминутка. Зарядка.

Оценки жюри.

4. Наверное, каждый из вас мечтает стать спасателем. Во все времена и у всех народов были свои герои, которые всегда спешили на помощь. Сейчас вы будете спасать жителей страны Геометрических форм, которых заколдовал злой волшебник и поместил в темницу. По одному игроку от команды для спасения геометрических форм. (шар, призма, конус, куб, цилиндр, пирамида)

5. Наш следующий конкурс «Лесенка». По одному представителю от команды одновременно решают примеры на сложение, вычитание и поднимаются по ступенькам вверх. Ответ надо писать над примером. Выигрывает та команда, которая первой поднимется на верхнюю ступеньку лесенки, решив примеры без ошибок.

Оценки жюри.

Конкурс капитанов. (звучит песня, капитаны надевают бескозырки) Приветствие капитанов. Задания для конкурса капитанов:

  1. С завязанными глазами на доске написать, сколько тебе лет.
  2. Задачи на смекалку: - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (одна внучка) – Горело 5 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (две) – На березе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? (нисколько) – Какие камни в море? (мокрые)
  3. Из цветных счетных палочек Кюизенера собрать слова: «мир» и «ура»
  4. Игра «Обойди кегли с завязанными глазами». Наши капитаны не только умные, находчивые, грамотные, они очень ловкие. С завязанными глазами им надо обойти 3 кегли, не задев ни одной. Команда помогает своему капитану словами-подсказками: шаг прямо, влево, вправо и т.д.

- Конкурс «Домашнее задание».

Команда Веселые Архимеды приготовила игру «Японская машинка». Все играющие стоят лицом в круг. Каждый игрок получает свой порядковый номер. Ведущий произносит свой номер, а затем номер того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносит свой номер, а затем номер любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями: одновременный удар по коленям 2 рада, поднятием вверх правой руки (здесь мы говорим свой номер), затем поднятием левой руки (говорим номер того, кому передаем ход). Если игрок ошибается, он выбывает из игры, и его номер тоже.

Команда Маленькие Пифагоры приготовила игру «Кошки - мышки». Дети выбирают жетоны для мышей, надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот Васька. Рядом с ним кошачьи жетоны. Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот, и разгонит хоровод.

На последнем слове «хоровод» кот быстро надевает один из 4 жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мышки его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно мышек кот собирается ловить. Слова кота : «раз, два, три, четыре, пять – начинаю догонять». Кот ловит мышей. Одна из пойманных мышек становится котом и игра продолжается.

- Слово – жюри. Подведение итогов игры, награждение победителей.



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Открытый показ

Мягкие согласные буквы Ч, Щ.

Правила написания сочетаний

ча – ща, чу – щу.

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

февраль 2022

Тема: Мягкие согласные буквы Ч, ч, Щ, щ. Правила написания сочетаний

ча – ща, чу – щу.

Цель: закрепить знания детей о звуках [ ч], [щ ], что они всегда обозначают мягкий глухой согласный звук и правила написания сочетаний ча – ща, чу – щу;

- продолжить обучение звуко-буквенному анализу слов с применением правил написания гласных букв; дифференцировать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове;

- совершенствовать навык чтения;

- продолжать учить пересказывать прочитанный текст;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Демонстрационный материал: таблица слогов для чтения; красные, синие, зеленые, черные фишки; Таблицы с сочетаниями ча – ща, чу – щу; таблица к заданию 8; мяч.

Раздаточный материал: касса букв и звуков для каждого, лист к заданию по постановке ударения, нахождению гласных букв, лист с текстом для чтения.

Ход занятия:

  1. Игра с мячом «Узнай, сколько слогов в слове». Поочередно бросаю мяч, называя слова, а ребенок, поймав мяч, бросает его, называя количество слогов в слове: белка, рысь, лиса, медведь, волк, заяц, ёжик, тигр, леопард, барсук, лось, олень.

- Чем похожи все эти слова? (обозначают зверей)

2. Звуковая разминка. Чистоговорка.

Ба- бу- бы на дворе стоят столбы

бу- бы- ба из окна торчит труба

до-ду-да гудят провода

уж-жу-жу молоко дадим ежу.

  1. Звуко-буквенный анализ слов. Отгадайте мою загадку: Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)

Слово «щука» у доски разбирает один ученик. Остальные выкладывают это слово на своих местах. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет каждый изолированно, характеризует их (щь – согласный мягкий глухой, у – гласный, к – согласный твердый глухой, а – гласный ). Определение ударения в слове. Обозначение ударного гласного «у» черной фишкой. Сколько слогов в слове «щука»? Какой первый? Второй? Выкладывание слова из букв. Вопросы: - Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? Придумайте предложение со словом «щука». Сколько слов в твоем предложении?

Вывешиваю на доске таблицу с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

- После букв ч и щ всегда пишутся буквы а, у и никогда не пишутся буквы я, ю. Я расскажу вам об этом «Сказку про шипящие».

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

  1. Составление слов из слогов. На доске написаны слоги: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле. – Составьте слова из слогов. ( щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи)

5. Словарная работа. – Назовите одним словом:

Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)

Шестьдесят минут. (час)

Густой частый лес. (чаща)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (чайник)

Инструмент для прокалывания отверстий. (шило)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (шиповник)

Хищная рыба с острыми зубами. (щука)

6.Активный отдых. Физминутка «Ежики».

7.Чтение текста № 22. Чтение слов, предложений, текста «Овощи».

- Какие еще знаете овощи?

- Что можно приготовить из овощей?

- Почему овощи – полезная пища? (в овощах много витаминов)

8. Игра «Будь внимательным». Раздаю листки для индивидуальной работы. Задание 1: прочитать слова, подчеркнуть простым карандашом гласные буквы в каждом слове, поставить ударение.

Второе задание: выписать буквы по порядку их следования в таблице. Какое слово получилось? (молодцы)

Итог: Сегодня вы хорошо потрудились, выполнили много разных заданий, вы действительно молодцы.



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Открытый показ

Путешествие в космос

занятие - путешествие по ФЭМП в старшей группе

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

апрель 2021

Занятие – путешествие. Полет в космос.

Тема: Числа 1 – 10.

Цель: Закрепление изученного материала, состав числа 6.

Задачи: 1. Закрепить знание цифр 0 – 9, счет до 10 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры с количеством, знание состава числа 6.

2. Закрепить представления о геометрических фигурах, пространственные отношения, умение ориентироваться на плоскости листа.

3. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

#1054;тработка графических навыков, умение владеть карандашом, развивать мелкую моторику рук. Сформировать опыт контроля.

Материал: Демонстрационный: плакат «Строение Солнечной системы», макет скафандра, лабиринт, муляж ракеты.

Раздаточный: листы бумаги, геометрические фигуры, карточки-билеты, ёлочки по 6 шт., листы с заданием, карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

- Какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (ответы детей)

Сегодня я приглашаю вас в космическое путешествие. Мы станем космическими туристами и отправимся в межпланетное путешествие. Чтобы занять место в ракете, надо получить билет. (Дети берут карточку с геометрическими фигурами, ищут карточку-картинку, составленную из этих фигур)

- Все туристы заняли свои места, ракета готова к старту. Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8,7 …

2. Игровая деятельность.

Планеты Солнечной системы.

- Наш полет проходит в пространстве Солнечной системы.

- Сколько планет входит в Солнечную систему? (9) Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Каждая планета движется по своей орбите. Вот они. На какой по счету орбите от Солнца находится наша планета Земля? (на третьей) Какая планета самая близкая к Солнцу? (Меркурий) Какая планета 4-ая от Солнца? (Марс) Какая планета находится между Землей и Меркурием? (Венера) Какая планета самая удаленная от Солнца? (Плутон)

Космическая картинка.

- Давайте выберем планету для нашего полета. (Дети предлагают название планеты) В память о нашем пребывании на этой планете оставим космическую картину. (Геометрические фигуры) В левом верхнем углу нашей картины – красный треугольник, посередине – зеленый круг, в нижнем правом углу – желтый квадрат, в верхнем правом углу – зеленый треугольник, в нижнем левом углу – красный квадрат.

- А теперь проверим. Где находится желтый квадрат? Зеленый круг? Красный треугольник? Красный квадрат? Зеленый треугольник?

Лабиринт.

- Земля не одинока на своей орбите. Вокруг Земли вращается ее спутница – Луна. Этот естественный спутник во многом определяет нашу земную жизнь: это приливы и отливы океанов, лунный свет ночью, лунные затмения, когда днем Солнце закрывается Луной. Луна безлюдна и пуста. Ученые предполагают, что на ней находится драгоценный лунный камень, который можно найти, пройдя сложный лабиринт. Этот лабиринт пройдет космический турист … , чтобы ему не заблудиться в этом лабиринте, он возьмет с собой космическую линию, которая будет связывать его с нашей ракетой.

3. Физминутка. Активный отдых. Игра «Космонавты». Наше космическое путешествие продолжается. Встаньте в круг.

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим на такую полетим.

Есть в игре один секрет - опоздавшим места нет.

4. Состав числа 6.

- Летим дальше. Следующая остановка на планете Марс. Туда мы прилетим не с пустыми руками, возьмем с собой ёлочки для посадки. Сколько елочек у вас? (6) Как их можно по-разному посадить на двух участках? (3+3, 2+4, 1+5)

5. Письмо марсианам.

- Давайте оставим нашим друзьям марсианам письмо. (Задание на листках)

1) Заполните пропуски числами. Вспомните, как по-разному мы посадили 6 ёлочек.

2) Нарисуй в фигурах знаки, как на образце.

3) Какие фигуры на чертеже. Раскрась их в разные цвета, чтобы квадрат лежал на круге, а треугольник - под прямоугольником.

Итог занятия:

- Космические туристы вернулись на родную землю. Как ваше самочувствие? Проведем разбор полета. Мы справились со всеми заданиями? Вам понравилось?



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Открытый показ

Путешествие в сказочное королевство

занятие по ФЭМП в средней группе

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

апрель 2021

Занятие – путешествие в сказочное королевство.

Тема: Счет до 8. Числа и цифры 1 – 8. Повторение.

Цель: Закрепление изученного материала.

Задачи: 1. Закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1 – 8, умение соотносить цифру с количеством.

2. Закрепить представление о геометрических фигурах, умение выделять и сравнивать свойства предметов.

3. Отработка графических навыков, умение владеть карандашом.

4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать память, внимание, речь, логическое мышление.

Материалы: Демонстрационный: геометрические фигуры, цифры 1 – 8, картинки с изображением предметов от 1 до 8, рисунок царевны, широкая, узкая дорожки, большие кубики с цифрами 1 – 8.

Раздаточный: листы бумаги, геометрические фигуры, кассы цифр от 1 до 8, листы с заданием.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

- Любите ли вы сказки? Сегодня я расскажу вам сказку.

«Жил-был царь и была у него дочка-красавица. Уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка одна осталась. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел и унес царевну далеко-далеко в тридесятое царство. Поехал искать царевну ее жених – Иван-царевич. Долго ли коротко ли он ехал, вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках. Баба Яга там живет. Рассказал Иван-царевич Бабе-Яге про свое горе. Баба-Яга обещала помочь. Есть у меня волшебное блюдечко; покатаешь по нему яблочко – увидишь, где искать царевну надо».

- Хотите помочь спасти царевну?

2. Игровая деятельность.

Волшебная дорожка.

- На зеленых листах надо разложить фигуры по инструкции Бабы-Яги. Выложите в один ряд посередине листа – треугольник, круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, дальше сами продолжите.

- Получилась волшебная дорожка, по которой можно дойти до замка, где томится царевна. А теперь надо сосчитать все эти фигуры. Сережа, сколько у тебя получилось? Давайте вместе проверим.

Разбери завал.

- Дошли мы до замка, а вход завален камнями. Нужно разобрать завал. Максим, возьми камень с числом 1; Глеб, возьми камень с числом 2; и т.д.

3.Физминутка.

- Вошли мы в замок. Идем тихо, на цыпочках, чтобы не заметили стражники. На пути ступеньки – поднимаем ноги выше. Перед нами два мостика, а под нами пропасть: один мостик какой? – Узкий. А другой? – Широкий. По какому мостику пойдем? Прошли по мостику, оказались в темном коридоре, идем дальше. А потолок все ниже и ниже (приседаем, идем на корточках). Вот снова стало просторнее, встаем. Но тут оказалось, что зашли мы с вами в лабиринт. Чтобы выбраться из него, нужно правильно выполнить задание.

4. Соотнесение цифры с количеством.

- Я показываю картинки с предметами, а вы ищите нужную цифру. Чего у нас 5? А сколько было кувшинов? Какой цифрой вы обозначили количество флажков?

5. Набери шифр – расставь значки.

- Выбрались из лабиринта. Подходим к двери, за которой спрятана царевна. Дверь на замке. Мы сможем ее открыть, если наберем правильно шифр. (Раздаются листки с заданием) В каждой фигуре нарисуй то, что показано на образце: в треугольнике – точка, в круге – черточка, в квадрате – крестик. Шифр набран правильно, откроем дверь и освободим царевну (картинка царевны).

Итог занятия:

- Трудно было найти царевну? Что мы для этого делали?



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 1475» Управления делами Президента Российской Федерации

Открытый показ

Развивающие игры математического содержания

Педагог Коваленко И.А

Барвиха

октябрь 2020

Тема: Развивающие игры математического содержания.

Цель: развитие логического мышления, совершенствование математических представлений.

Обучающие задачи: упражнять детей в решении арифметических задач, в поисках путей составления фигур из палочек, учить составлять фигуру-силуэт по образцу, закрепить знание свойств геометрических фигур, умение быстро выбирать нужную фигуру, развивать конструктивное мышление, пространственные ориентировки.

Развивающие задачи: развивать смекалку, зрительную память, воображение; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; способствовать развитию речи, формированию мыслительных операций.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, сплоченность, уважение; развивать интерес к математике.

Оборудование: магнитная доска, мел, логические блоки Дьенеша, счетные палочки, кассы цифр.

Демонстрационный материал: карточки для игры Кошки-мышки, карта-план путешествия, таблица Дружные блоки, фигура-силуэт зайца из танграма.

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами для игры «Танграм», таблица с геометрическими фигурами.

Ход занятия.

1. Математическая разминка.

- Сегодняшнее занятие начнем с гимнастики для ума. Первый вопрос:

Сколько лап у двух медвежат? (8)

#1057;колько ушей у трех мышей? (6)

#1057;колько сторон у прямоугольника? (4)

#1057;колько углов у круга? (ни одного)

#1057;егодня четверг, через 2 дня будет праздник. Какой день это будет? (воскресенье)

#1055;одарил утятам ежик 8 кожаных сапожек. Кто узнает из ребят, сколько было здесь утят? (4)

#1041;абушка связала внукам 3 шарфика и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)

#1050; дому-невеличке подлетают птички. Весточки, приветы понесут по свету. Что это? (почтовый ящик, письма)

- Чебурашка сегодня тоже получил письмо. Друг приглашает его в гости. В конверте есть карта, по которой можно найти дом его друга. Чебурашка очень надеется на нашу помощь. Сможете помочь?

2. Решение арифметической задачи. (с кассами)

- В карте три маршрута, чтобы узнать правильный, надо решить задачу. Пять лодок было у причала, волна их весело качала. Три лодки взяли рыбаки, чтоб переплыть простор реки. А сколько лодок у причала волна по-прежнему качала?

- Какое решение вы составили? (5-3=2) Какой ответ получился? (2 лодки) Ответ задачи показывает номер маршрута, по которому надо идти. Какую дорожку выбираем? (вторую) Начинаем движение.

3. Танграм. Составление фигуры-силуэта зайца.

- На пути фигура зайца. Заяц просит нас сложить из игры танграм портрет его любимого братца, по которому он очень скучает. (образец на доске)

- Рассмотрите портрет. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? (голова из квадрата, ухо – из четырехугольника, туловище – из 2 больших треугольников, а лапы из среднего и маленького и одна лапка из маленького треугольника)

- Какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника? (четырехугольник) Покажите его контур, сосчитайте углы.

- А какую фигуру образуют вместе средний и маленький треугольники? (четырехугольник) Мы рассмотрели, как составлен заяц, из каких фигур туловище, голова, лапы. А теперь составляйте сами.

- Хорошие портреты зайца у нас получились. Двигаемся дальше по маршруту.

4. Головоломки с палочками.

- На нашем пути вредная старуха Шапокляк, не пропускает, дает очень сложное задание с палочками.

- На что похожа эта фигура? (ответы детей) Сколько квадратов в этой фигуре? (5) Показать. Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

- Верните палочки на прежнее место. Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.

- Вы справились с этим заданием, можно продолжить путешествие.

5. Игра «Кошки-мышки» (активный отдых)

- А здесь мыши предлагают нам с ними поиграть.

Дети выбирают жетоны для мышей, надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот Васька. Рядом с ним кошачьи жетоны. Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот, и разгонит хоровод.

На последнем слове «хоровод» кот быстро надевает один из 4 жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мышки его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно мышек кот собирается ловить. Слова кота: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаю догонять». Кот ловит мышей. Одна из пойманных мышек становится котом и игра продолжается.

6. Найди геометрические фигуры.

- Мыши еще долго могут играть в свою любимую игру, а мы должны помогать Чебурашке искать дом его друга. Продолжим путь. Как много здесь домов. У каждого дома есть свой номер. А какой нужен нам? Номер нужного дома зашифрован в таблице. Если вы правильно сосчитаете все черные треугольники в таблице, то узнаете номер дома.

- Сколько треугольников получилось? (10) Вы нашли нужный дом.

7. Логическая игра «Дружные блоки».

- Вот и дом номер 10 (открыть таблицу с квартирами). В этом доме поселились дружные блоки. Все они в чём-то похожи друг на друга и чем то отличаются. Друзья Чебурашки живут на втором этаже в квартире посередине. Назовите номер квартиры. Кто живет в квартире номер 5? Чем похожи и чем отличаются эти блоки? У друзей Чебурашки много дружных соседей. Расскажите про других жильцов этого дома.

Итог: - Вот сколько у нас появилось друзей в замечательной стране математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе режимных моментов «Подготовка к прогулке» с использованием художественного слова

Конспект совместной деятельности педагога с детьми  «Подготовка к прогулке»  с использованием художественного слова...

"Использование игр Воскобовича в совместной деятельности педагога с детьми"

В данной статье педагог приводит пример ссобственного педагогического опыта в работе с пособием Коврограф и коврограф "Ларчик". Автор делится своими наблюдениями и результатами при включении...

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности педагога с детьми.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и пед...

Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...