Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Славься Россия чудо

    Старостина Гульнара Гайяровна

    Конспект беседы старший дошкольный возраст. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    slavsya_rossiya_chudo.docx14.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Славься Россия чудо-мастерами»

    Конспект беседы старший дошкольный возраст.

     

    Цель: Расширить представление детей о народных промыслах.

    Задачи:
    1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
    2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
    3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
    4. Развитие умение слышать и слушать.
    Оборудование: дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.
    Ход занятия:
    1 часть: вводная
    Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.
    Коммуникативная игра «Дружные ладошки».
    Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться  друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:
    Мы ладонь к ладошке положили
    И всем дружбу свою предложили (соединяют руки)
    Будем дружно мы играть
    Чтобы добрыми, умными стать! (поднимают руки вверх)
    Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет
    Мы друг друга уважаем ? Да, да, да! (размыкают руки)
    Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
    2 часть: основная
    Воспитатель в русском народном костюме:
    Слава нашей стороне, слава нашей старине
    И про эту старину, я рассказывать начну
    Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
    Воспитатель: Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?
    Воспитатель: Ведь преданья старины забывать мы не должны.
    Воспитатель: Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да  в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?
    Воспитатель загадывает загадку:
    Все листочки как листочки,
    здесь же каждый золотой,
    красоту такую люди
    называют….(хохломой)
    Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.
    Воспитатель: Скоро сказка сказывается….
    Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий.  А купец отвез жене в подарок эту посуду.
    Воспитатель загадывает загадку:
    Синяя сказка – глазам загляденье,
    Словно весною капель,
    Ласка, забота, тепло и терпение,
    Дружная звонкая…..(гжель)
    Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.
    Воспитатель:
    Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
    И живут там мастерицы,
    Что добро в дома несут,
    А добро там не простое,
    И не злато, серебро,
    Филимоновской игрушкой называется оно.
    Воспитатель: Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).
    Воспитатель: Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.
    Есть у нас одна игрушка,
    Не лошадка, не петрушка,
    Красавица-девица,
    Каждая сестрица,
    Для меньшей темницы (матрешка)
    А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная.

    Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново. Возле Вятки самой Дымково поселок  Окаймлен лесами уголок веселый,
    Там живут знатные мастер и мастерицы,
    А село знаменито, а знаете чем?
    Дети.
    Воспитатель:
    Игрушкою своей,
    В ней нету цвета дымного,
    Что серости серей
    А игрушки необычные волшебные,  расписные.
    Рассматривание дымковских игрушек  (индюк, конь, барышня)
     Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)
    Вот земля - наша земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
    3часть: заключительная
    - Что особенно было интересным для вас?
    - О чем вы расскажите родителям дома?
    - Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?