«Развитие фонематического слуха: звуковой анализ слова.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тухватуллина Вера Петровна

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан

               

Конспект занятия

«Развитие фонематического слуха:

           звуковой анализ слова.»

                       Подготовительная группа

                                                                                 Подготовила воспитатель:                

                                                                              Тухватуллина Вера Петровна                          

 

                                                                                           

                                                                           

                                           Февраль 2011 год

Цель: Совершенствовать у детей умение составлять  предложение, анализировать словесный состав , определять количество слов и их последовательность ; закрепить выделять звуки в словах , познакомить со схемой звукового состава слова «Ау»; учить произносить слово с интонационным выделением всех звуков ; определять последовательность звуков и их количество , делить слова на части ; воспитывать интерес к живой речи , к слову и к звуку .

 Оборудование: Полоски вырезанные из картона, декорация на поляне: (искусственные елки, домики животных, игрушки животных (лиса, медведь)), картина с изображением медведя, мел, доска.                                                

                                                  Ход занятия

  Загадка : зимой спит , летом – ульи ворошит .

  Кто это ?

   -Медведь .

  -Дети, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и скажите , кто на ней изображен .

  -Медведи .

  -Правильно медведи. А давайте попробуем составить предложения об этих животных .

(Дети составляют предложения о медведях , затем выбираем одно предложение для анализа ).

Например: Медведи живут дружно .

 -Дети , у вас на столе лежат полоски , это слова и мы сейчас их будем откладывать . Какое первое слово ?

  -Медведи .

  -Правильно медведи , отложите одну полоску . Какое второе слово ?

  -Живут .

  -Правильно . Отложите еще одну полоску . Какое третье слово ?

  -Дружно.

  -Отложите еще одну полоску . А сейчас скажите сколько слов в предложении ?

  -Три слова .

  -Ребята , а сейчас послушайте моё предложение : «Медведи очень умные животные». Давайте разберем его . Отложите на столе столько игрушек сколько слов в этом предложении . Регина сколько ты отложила игрушек ?

 -Четыре .

-Почему?

-Потому что в предложении четыре слова .

-А какое первое слово ?

-Медведи .

-А сейчас скажите , какое второе слово ?

-Очень .

-Какое третье слово ?

-Умные.

-И какое четвертое слово ?

-Животные.

-Дети , сейчас мы с вами закрепили умение составлять предложения , делить их на слова. Дети, а сейчас скажите из чего же состоят слова ?

-Из звуков .

-Правильно. А давайте вспомним сказку : «Маша и медведи». Пошла Маша в лес с подружками и заблудилась . Как Маша звала подружек?

-А-у.

-Юля , вот ты будешь Машей , скажи , как ты звала подружек ?

-А-у.

-А теперь все вместе скажем .

-А-у.

-Дети, когда произносим слово «Ау», какие звуки слышатся ?

-А-у.

-А какой звук Маша произнесла вначале ?

-Звук  А.

-Вот сейчас я нарисую домик для звука «А»….А какой звук следовал за ним ?

-Звук У.

-Вот сейчас я нарисую домик и для звука «У»….(получается схема ………).(Отмечаем что звуки идут один за другим аааууу произносим по схеме водя указкой ).

Дети, мы с вами закрепили умение еще и выделять звуки в словах , познакомились со схемой звукового состава слова «Ау».

Ребята , а еще слова можно произносить по частям . Послушайте , как подружки в лесу звали Машу , когда она заблудилась .Они громко ей кричали : Ма-ша, Ма-ша ! Повторите , как они звали девочку ?

(Дети прикладывают ладони к губам и почти на распев произносят слова , деля их на части ).

-Ребята , вы произнесли слово «Маша» по частям Ма-ша , Ма-ша ! Как вы думаете , какая первая часть ?

-Ма.

-А какая следует за ней ?

-Ша.

-А сейчас ребята , все подложим  ладошки к подбородку , сколько раз подбородок коснется ладошки , столько частей в слове .

(Дети подкладывают ладошки к подбородку , произносят –Ма-ша ).

-Две части .

-Ребята , а сейчас посмотрите на эту поляну и назовите растения или животных , которые состоят из двух частей .

(Дети называют слова , некоторые из них анализируются ).

-Дети, а вот на поляне стоит дом , давайте разберем это слово по частям .

(Дети также подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дом»).

-Одна часть .

-А скажите слово «дом» короткое или длинное ?

-Короткое .

-Почему ?

-Потому что в слове «дом» всего одна часть .

-А теперь послушайте еще одно слово «дерево».Давайте произнесем все вместе это слово по частям .Де-ре-во. Какая часть слышится в начале ?

-Де.

-Какая следует за ней ?

-Ре.

-И какая последняя часть ?

-Во.

-Сколько в слове частей ?

(Дети подкладывают ладошки к подбородку и произносят слово «дерево» по частям).

-Три части .

-Ребята , а слово «дерево» длинное или короткое ?

-Длинное .

-Почему ?

- Потому что в слове «дерево» три части .

-Ребята , а слово еще можно измерить по длине не только частями , но и шагами .Все встали , я произнесу слово , а вы должны сделать столько шагов , сколько частей в этом слове . («Мёд»-Дети делают один шаг , «мед-ведь»-два шага , «По-ля-на»-три шага и т.д .).Ребята посмотрите  рядом с медведем жили еще звери . Посмотрите на этот дом с одним окном , здесь живёт братец Лис .А кто же живет в доме с двумя окнами –это сестра братца Лиса .

-Ли-са .

-Правильно Лиса .(Водя указкой от одного окна к другому произносим слово «Лиса»).

-А теперь скажите , кто же живет в доме с тремя окнами , это их мама .

-Ли-си-ца.

(Также водя указкой от одного окна к другому , от другого к третьему произносим слово «Лисица»).

-Дети, сегодня еще мы с вами научились делить слова на части . Познакомились со схемой слогового состава слова .

Используемый материал: «Игры и игровые упражнения для развития речи»

        Г.С. Швайко. Город Москва 3-й проезд Марьиной                

        рощи, 41; издательство «Просвещение» 1988 года.

                                               «Ознакомление дошкольника со                  

        звучащим словом» (Раздел усвоения слогового

        состава слова) Г.А. Тумакова. Г. Москва 3-й

        проезд Марьиной рощи, 41.Издательство

        «Просвещение» 1991 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Современные методы в развитии  фонематического слуха, звукового анализа и синтезаУмение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие фонематического слуха «Звуковые шнурочки»

Дидактическая игра "Звуковые шнурочки" для развития фонематичекого слуха, обогащения словарного запаса, запоминания графического изображение буквы, автоматизируя произношение звука....

Образовательная деятельность с использованием современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Данный материал разработан для учителей-логопедов. Показано практическое использование методов моделирования в образовательной деятельности по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синте...