Алгоритм составления монологов Практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка по развитию речи по теме

Голуб Виктория Валентиновна

Обучение педагогов  алгоритму составления  монологических высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белоярский район

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Березка»

г. Белоярский»

Практикум

для педагогов ДОУ

Обучение педагогов алгоритму составления повествовательных монологов

                      Составитель:

                                                                                        Голуб Виктория

                                                                                        Валентиновна

г. Белоярский

2010 г.

План:

1. Теоретическая часть.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Методические рекомендации по обучению детей повествовательным высказываниям .

1.3   Цель. Задачи. Материалы и оборудование.

2. Практическая часть.

2.1.  Правила составления монологов повествовательного типа.

2.2.. Раскрытие значения каждой структурной части.

2.3.  Составление педагогами монологических высказываний.

3. Литература.

Актуальность:

Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что ни одна общеобразовательная программа не даёт конкретных рекомендаций по алгоритму составления монологических высказываний, в частности, составлению сказок и рассказов.

Переход на программу «Из детства в отрочество» (методика Т.И.Гризик) позволил в доступной форме упражнять детей в течение длительного времени учиться составлять монологические высказывания.

Методические рекомендации.

Данная работа начинается в старшем дошкольном возрасте. Детей нужно познакомить с алгоритмом построения сказок, рассказов, дать детям название соответствующей терминологии: главная тема (заключена в названии), зачин (знакомство с главными героями и ключевым моментом), середина (от количества событий зависит, насколько интересной будет сказка) и конец (чем сказка заканчивается). Работа в старшем дошкольном возрасте начинается во второй половине года и закрепляется до конца учебного года. В подготовительной группе данная работа начинается с начала года и продолжается до конца года. Дети постепенно начинают анализировать тексты. Серия занятий посвящена составлению одной сказки. Первые занятия посвящены определению главных тем знакомых сказок, а также определению главной темы своей сказки (о чём будет рассказано в сказке). На следующих занятиях дети продолжают знакомиться с алгоритмом составления сказок. Большое внимание уделяется зачину (знакомство с героями и ключевым моментом). На занятиях такого рода детей нужно научить выделять начало в знакомых сказках и умению анализировать их. Далее работа продолжается по анализу детьми середины знакомых сказок и составлению собственного сюжета (чем больше событий, тем интереснее сказка). В итоге данной серии занятий дети обучаются  анализировать значение концовки сказки. Работа очень длительная и требует тщательной подготовки педагогов к таким занятиям. В связи с этим возникла необходимость в проведении данного семинара – практикума.

Цель: Обучение педагогов  алгоритму составления  монологических высказываний

Задачи:

1.Закрепление знаний педагогов ДОУ о структуре повествовательных монологов.

2. Знакомство педагогов ДОУ с особенностями повествовательных монологических высказываний.

3. Обучение педагогов ДОУ составлению повествовательных высказываний.

Материал к семинару: Три геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) для магнитной доски, книги сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», «Приключения Буратино», «Снежная королева»…

Предметы на столе: ластик, ручка, карандаш, тетрадь, книга.

Практическая часть.

Прежде, чем руководить составлением повествовательных высказываний детьми, необходимо самому очень четко представлять алгоритм их составления.

1. Вопрос педагогам:  «С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?»

Заслушиваются ответы и вводятся понятия «главная тема» повествования (т.е. о чем или о ком я собираюсь рассказывать, главная тема может быть отражена в названии произведения). Я назову сказку, которую вы не знаете, но по её названию вы сможете точно определить, о ком в ней пойдет речь и что произойдет с этим героем: «Как осёл разучился петь». О ком эта сказка, о чем в ней пойдет речь?

Ответы педагогов…

Задание педагогам: «Назовите любые сказки и скажите, о чем они рассказывают».

Ответы педагогов…

Вывод: «Итак, в любой сказке должна быть главная тема. Чтобы определить её, необходимо ответить на вопрос; о чем эта сказка? Главная мысль часто совпадает с названием произведения».

2. При составлении рассказов (сказок) большую роль играет последовательность. Нарушать последовательность рассказов и сказок нельзя. В любой сказке всегда есть начало (как фундамент в доме), средняя часть (как стены в доме) и конец (это как крыша в доме). И строить сказки нужно так же, как и дом, не пропуская ни одной части, не меняя последовательность.

Начало – это такая часть сказки, в которой называются главные герои, и рассказывается о событии (ключевой момент), с которого всё начинается.

Задание педагогам: « Приведите примеры зачинов любых сказок. Назовите главных героев и ключевой момент».

Ответы педагогов…

Вывод: «Зачин может быть коротким и длинным. В длинных авторы часто более подробно рассказывают слушателю о жизни главных героев до ключевого момента. Приведите примеры таких зачинов».

Ответы педагогов…

(«Крылатый, мохнатый и масляный», «Палочка – выручалочка», «Приключения Буратино», «Золушка» и др.)

Задание педагогам:

«Восстановите среднюю часть любой сказки и перечислите события».

Ответы педагогов…

(«Курочка ряба» - 4 события, «Колобок» - 4 события, «Репка» - 6 событий и т.д.)

Задание педагогам:

«Восстановите конец любой сказки».

Ответы педагогов…

Вопрос педагогам:

«Связана ли концовка сказки с её главной темой».

Ответы педагогов…

Задание педагогам:

«Составьте небольшую сказку, соответствующую данному алгоритму, о предметах, находящихся на столе (ластик, ручка, карандаш, тетрадь, альбом, книга)».

Рассказывание нескольких коротких сказок педагогами с соблюдением алгоритма.

Литература:

1. Программа «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н.Дороновой.

2. Гризик  Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей, М, Просвещение, 2004.

3.Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

4.Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду– М.: Современность, 1999. – 363с.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

Алгоритм создания виртуального портфолио педагога для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию по АИС "Аттестация педагогических работников".

Алгоритм создания виртуального портфолио педагога для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию по АИС "Аттестация педагогических работников"....