Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Методические разработки занятия на тему: "Путешествие в страну сказок" в старшей группе

    Десятникова Светлана Борисовна

    Занятие проводится с целью:

    1. Развивать связную речь детей; упражнять в составлении описаний, соблюдая структуру данного типа речи; закреплять умения составлять рассуждения.

    2. Учить составлять сказки с опорой на картинку и опорные слова; упражнять в подборе определений к предмету, предметы к определению, предметы к действию; согласовывать слова в роде, числе; упражнять в рифмотворчестве; развивать интонационную выразительность речи.

    3. Воспитывать осознанное отношение к языку как изобразительно-выразительному средству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_puteshestvie_v_stranu_skazok.docx17.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    занятия на тему:

    «Путешествие в страну сказок»

    в старшей группе

    Воспитатель:

    Десятникова С. Б.


    Программное содержание:

    1. Развивать связную речь детей; упражнять в составлении описаний, соблюдая структуру данного типа речи; закреплять умения составлять рассуждения.

    2. Учить составлять сказки с опорой на картинку и опорные слова; упражнять в подборе определений к предмету, предметы к определению, предметы к действию; согласовывать слова в роде, числе; упражнять в рифмотворчестве; развивать интонационную выразительность речи.

    3. Воспитывать осознанное отношение к языку как изобразительно-выразительному средству.

    Материал:

    Картинки сказочных героев: Мальвина, Буратино, Золушка, Незнайка;

    Картинки: печенье, конфеты, варенье, пирог, булки;

    Карточки: Золушка, Буратино, Фея, Кот в сапогах, Незнайка, Лиса;

    Прямоугольники – кирпичики;

    Карточки: бабушка, лес, корзинки, ежик, домик.

    Ход:

    - Ребята, а вы любите сказки? (да)

    - А за что вы их любите, какие они? (интересные, умные)

    - Почему, по вашему мнению, их назвали «сказки»? (потому что их придумали люди, там много волшебного)

    - Слово «сказка» произошло от слова «сказ». В старину у бедных людей не было книг и малышам сказывали вымышленные истории, которые теперь называют сказками.

    - Придумайте слова – родственники к слову «сказка» (сказ, сказочник, сказочный, сказатель)

    - Вспомните, как начинаются сказки? (жили – были, однажды, в некотором царстве)

    - А на чем совершают путешествия сказочные герои? (на ковре – самолете, в ступе, на летучем корабле)

    - Хотите, мы с вами тоже отправимся в сказочную страну на ковре – самолете? Объявляется посадка (дети садятся на ковер).

    - Чтобы ковер полетел, скажем «волшебные слова», сначала тихо, загадочно, затем громко и радостно: «Ра – ра – ра! В сказку нам лететь пора!»

    - Внимание, взлетаем! Уважаемые пассажиры! Наш полет проходит

    Ни высоко, ни … (низко)

    Ни далеко, ни … (близко)

    Ни быстро, ни … (медленно)

    Ни весело, ни … (грустно)

    - А вы знаете героев сказок? Сейчас мы это проверим. Расскажите про своего героя, не называя его. Сначала скажите, кто эта игрушка: человек, животное, затем, какой он и что он делал в сказке, закончите – чем он вам нравится. А дети будут угадывать. (по очереди раздаются картинки и ребята описывают своего персонажа)

    - Вы действительно хорошо знаете сказки. Посмотрите, кто это к нам прилетел? (игрушка - Карлсон)

    Карлсон: «Посадку давайте! Я самый лучший, летаю лучше всех!»

    - Дети, а кто или что еще может летать? (самолет, шар, птица …)

    Карлсон: «Я хочу подкрепиться!»

    - Чем? (показываю картинки: печенье, конфеты, пироги, варенье, булки). Карлсон, но у нас нет ни печенья, ни … (варенья), ни … (конфет), ни … (булок), ни … (пирогов). Но мы можем тебя похвалить. Ребята, если он шутит, то он … (шутник), если шалит, то … (шалун), если прыгает, то … (прыгун).

    Карлсон: «Спасибо, друзья, но я полетел искать, где бы мне подкрепиться. Пока!»

    - Ребята, а мы с вами уже прилетели в сказочную страну. Но злая колдунья заколдовала сказочных героев. Давайте их освободим! Вы согласны?

    - Сначала поможем Золушке. Мы будем идти по дорожке, которую выложим из кирпичиков. Кирпичик может положить тот, кто скажет, о ком в сказке говорится:

    Хитрая … (лиса, мачеха, Баба-Яга)

    Злой … (волк, волшебник, Кащей Бессмертный)

    Добрая … (Фея, Золушка)

    Волшебное … (кольцо, солнышко)

    Жадный … (кот, лиса, Карабас-Барабас)

    (Дети говорят и выкладывают дорожку)

    - Посмотрите, ребята, на Золушку, какая она грустная. Мачеха не пустила Золушку на бал, почему?

    (Показываю схему)

    Рассуждение делится на три части:

    1 часть – вопрос: Почему Золушка не поехала на бал?

    2 часть – объяснение, доказательство.

    3 часть – вывод, который связан с началом рассуждения.

    - Скажите, почему Золушка не поехала на бал? (у нее не было бального платья, мачеха ее не пустила, мачеха дала ей много работы и т.д.). Вот поэтому Золушка и не поехала на бал.

    - Вот мы и справились, а теперь закройте глаза, произойдет чудо.

    (Дети закрывают глаза, меняю кукол).

    - Золушка оказалась в бальном платье.

    - Ребята, помощь нужна еще и Незнайке. Давайте придумаем рифму:

    Наш Незнайка молодец … (очень любит леденец)

    Буратино, ты мой друг … (весело смотри вокруг)

    Карабас наш удалец … (вместо носа - огурец)

    - Вот мы с вами и расколдовали сказочных героев. А чтобы им было весело, давайте вместе придумаем сказку на новый лад. (выставляю картинки)

    - В этой сказке должны быть слова: бабушка, ежик, лес, корзинки, домик (совместное составление сказки).

    - Жила – была бабушка. Однажды она взяла корзинки, пошла в лес за ягодами и заблудилась. Встретила она ежика и попросила, чтобы он ей помог. Ежик показал дорогу к домику. Бабушка поблагодарила его за это и угостила яблоками. Все были очень довольны.

    - Вот и пришла пора нам прощаться. До свиданья, сказочная страна, до свиданья, сказочные герои. Мы с вами встретимся в любимых книжках. (дети садятся на ковер)

    - Мы возвращаемся в группу. Давайте скажем волшебные слова: «Ра – ра – ра! В группу нам лететь пора!»

    - Закончить наше сказочное путешествие я хочу такими словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    - Интересно было путешествовать? (да)

    - Где мы с вами побывали? (в сказочной стране)

    - Вам понравились сказочные герои? А теперь вы сможете нарисовать и веселого … (Незнайку), и добрую … (Золушку), и храброго … (Буратино), и умную … (Мальвину).