Как помочь ребенку заговорить.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая, что ему говорят, не прозносить ни одного слова. И все- таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Долгое время принчто было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова, повторяют их и таким образом усваивают речь. Подражание действительно имеет место при овладении речью ( ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно  не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_zagovorit.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Условия правильного развития речи ребенка для родителей.

В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про  два «золотых нельзя»:

-нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать». Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой и ясной,

-нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопрозношениями, Например, у ребенка спрашивают «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав- гав».

Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово, попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете и только потом объясните «кА звучит» или «как говорит»ю

Как сформировать грамотную речь.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (птицы, транспорт, животные… )

Включайте ребенка не только  игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

 Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел день в детском саду, кА прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

Помните о том,что слушая вашу  речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого – то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова , оторванные от изображения. И главное, поддерживайте все его начинания, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

 Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки , ребенок начинает и сам произносить их. Поэтому необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболевании органов слуха своевременно их лечить.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все слова и звуки. Стоит обратить внимание на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля»). Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Как помочь ребенку заговорить.

 Стимуляция речевого развития.

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети начинают разговаривать. При чем овладение речью имеет характер «взрыва» - еще месяц назад малыш молчал, и вдруг заговорил так, что остановить невозможно. Сроки и темпы овладении речью во многом зависят от индивидуальных  особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т.е. понимание речи) и активное (т.е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10 – 12 месяцев дети обычно понимают названия многих  предметов и действий. Ребенок может вплоть до 2 лет , хорошо понимая все. Не произносить ни одного слова. И все – таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается .Обычно переход к активной речи происходит внезапно. Еще неделю назад ничего не говорил,а сегодня уже говорит развернутыми предложениями. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети , упорно молчавшие до двух лет, уже к трем годам догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить уже в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до двух лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для нормального развития, значит рано или поздно ребенок заговорит. Долгое время было принято считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослого, повторяют их и таким образом усваивают речь. Подражание действительно имеет место при овладении речью ( ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе  взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка. В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию звуков.

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

  1. потребность в общении со взрослым,
  2. потребность в предмете, который нужно назвать.

И то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым, или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово. Значит главное – это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе. Важно знать, что ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что лдя того, чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становиться средством общения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова возникает на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной игре первые слова появиться не могут.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Ролевые игры способствуют самостоятельному высказыванию детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка.

Изобразительное искусство, детская книга, праздники – важнейшие средства развития речи. Своеобразным стимулом, влияющим на степень языка, являются в данном случае эмоции детей. Созерцание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться впечатлениями с родными и товарищами.

Бытовая деятельность детей при правильном руководстве также является средством развития речи. Преимущество этого средства – естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор; сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни.

О чем разговаривать с дошкольником.

Появление и развитие речи резко расширяет возможности ребенка. Начиная с 2-3 лет, ребенок не может делать молча. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Он что-то бормочет, когда играет и постоянно разговаривает сам с собой. Такая речь для себя остается на протяжении всего дошкольного возраста – до 5-6 лет. Эта речь на первый взгляд бессмысленна и ничего не значит, она просто констатирует действия ребенка. Однако, такая речевая фиксация имеет огромное значение для становления мышления ребенка. Она означает, что ребенок уже думает с помощью слов, и что речь уже становится средством мышления.

В этом возрасте значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, любит слушать их в исполнении взрослых.

Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Но сначала, ни долго слушать, ни тем более сообщать маленький ребенок не может. Такое общение представляет собой диалог, в котором инициатива принадлежит старшему: он что-то рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно, и кажется, мало что понимает. Но это только кажется, потому что вдруг этот же ребенок начинает задавать необыкновенно умные и глубокие вопросы.

В дошкольном возрасте, начиная примерно с 3 лет, предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, они могут говорить о дожде, когда светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие края, об устройстве машины и т.д. Все это нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение со взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным. Практика показывает, что многие дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативного общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. Если до шестилетнего возрасти интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии речевого общения ребенка со взрослым.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Но, казалось бы, малыш, сидя перед  телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Телепередачи и видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:

-включенность речи в активную деятельность ребенка,

-индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку заговорить

Консультация для родителей...

Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку заговорить?

Статья содержит рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речи, а также информацию об основных этапах формирования речи....

Как помочь ребенку заговорить

информация для родителей....

Как помочь ребенку заговорить.

В последнее время дети начинают позно разговаривать. Причин много, но одна из причин скрыта в неправильном общении родителей с ребёнком. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, с  чего начать есл...

" Как помочь ребенку заговорить"

Консультация для родителей для первой младшей группы...

Как помочь ребенку заговорить

Консультация для родителей "Как помочь ребенку заговорить"...