Методические разработки по развитию речи для младшего возраста.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Трифонова Алина Александровна

Методические разработки для развития артикуляционного аппарата, дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки воспитателя Трифоновой Алины Александровны МДОУ  д/с «Солнышко»

 п. Спирово.        

Упражнения на развитие слухового внимания.                                         

№1. Упражнение « Угадай  что звучит».                             

Оборудование: ширма, барабан, колокольчик, погремушка, молоточек.

 Педагог показывает барабан, называет его, спрашивает название у детей , затем предлагает послушать как он звучит . Аналогично детей знакомят и с другими звучащими предметами . Когда воспитатель убедится в том , что дети усвоили названия предметов , различают их звучание , он прячет игрушки за ширму и предлагает отгадать , чья песенка будет слышна.                                                                


№2. Упражнение « Чей голос».  

  Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кукует кукушка , как квакает лягушек , как курица созывает своих цыплят, какую песенку поет дождик.

После хоровых  и нескольких индивидуальных ответов педагог предлагает малышам отгадать , чей голос они услышат. Произносит звукоподражание ку-ку, спрашивает, кто прилетел . « Ко-ко-ко,-   кто это остановился рядом с Лизой?» И т.д.

Таким же образом воспитатель каждому ребенку предлагает назвать ,чей голос он слышит, обращая внимание всех детей на правильность ответов.          

 

№3.Упражнение « Угадай по голосу».                               

 -  Кто-то прибежал к Максиму,- рассказывает воспитатель,- остановился за его спиной и сказал: ква-ква

 Максим кто к тебе прибежал?.. А к Насте кто-то подошел и сказал: ко-ко-ко. Кто это?.. Рядом с Яной раздолось: ку-ку! Кто это?..  Тик-так… а это, Олеся, чей голос?.. И т.д.                                                                            

№ 4. Упражнение « Угадай , какие тикают часы  ».

  Воспитатель предлагает детям вспомнить , как тикают часы

 ( большие и маленькие ). Произносит эти звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадывать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик-так то громко, то тихо , то медленно , то быстро).                                                  


№ 5. Упражнение « Отгадай».

  Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку.  Затем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: « На стене висят тик-так говорят»

( Часы) . После того как дети ответят , их вниманию предлагается вторая загадка: « Скачет по дорожке и квакает: ква-ква-ква». (Лягушка ).

 Содержание упражнений  на развитие   дыхания  .                                                                    

 № 1.Упражнение « Узнай овощ » .

 Цель : формирование плавного длительного вдоха,

            обогащение словаря.  

Ход игры . Ставим перед детьми блюдо с овощами ( лук,  чеснок, огурец ).   Дети рассматривают и называют их . Нюхают овощи,  запоминают запахи.  Воспитатель завязывает детям глаза .  Просит каждого ребенка сделать плавный длительный вдох , не поднимая плеч и узнать по запаху предложенный овощ. « Что это так пахнет?» Аналогичное упражнение проводиться с фруктами (апельсин, лимон,  яблоко).                                  
№ 2. Упражнение «Ветерок».

Цель: формирование плавного длительного выдоха.

Ход игры .Надо подуть на ветку с листочками.

«В этот солнечный денек    дуй подуй, мой ветерок!  Ветерочек  -ветерок, дуй –подуй ,мой ветерок!                                                                            

№3. Упражнение «Дудочка» . 

 Цель: формирование плавного длительного выдоха.

Дети играют на дудочке.

           

 №4. Упражнение «Перышко».

 Цель: формирование плавного длительного выдоха.

 Сдуй с ладони пёрышко.
                                                                                                   
                                                                                               

№5 .Упражнение «Снежная поляна».

Цель: формирование плавного длительного выдоха.

Надо сдуть снежинки со снежной поляны.

Дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.                                                        

№ 6 .Упражнение «Комочек».

Цель:формирование плавного длительного выдоха.

 Дети сдувают с листа бумажные комочки. Чей комочек улетит дальше?        

           

№7.Упражнение «Пузырики».

 Цель:развитие комбинированного дыхания:вдох носом,  выдох      ртом .  

 Ход игры.

 Каждый ребенок получает стакан ,  наполовину заполненный     водой, и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через  рот, зажав трубочку губами .Дети учатся контролировать силу выдоха(при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).                                                        

№8.Упражнение « Мотылек».

Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом,выдох ртом; закрепление цвета.

 Ход игры. На уровне глаз ребенка прикреплен шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Воспитатель читает стихотворный текст, предлагает подуть на мотылька определенного цвета или величины. «На весеннем, на лугу мотыльки летают.   Красный мотылек взлетает. И т.д.                                                                  

           
№9 .Упражнение «Легкие шарики».

 Цель: развитие комбинированного дыхания: вдох носом , выдох ртом.

Дети дуют на легкий пластмассовый шарик ,чтобы он отлетел        игрушке  (мишке,кукле,зайцу).                  

           
№10. Упражнение «Трубочка».

           Цель: формирование плавного длительного выдоха.

           Дети поочередно дуют в трубочку(из плотной бумаги),направленную на сухую веточку(или перышко),лежащую на столе. «Двигаем веточку!»                                                          

№11.Упражнение «Игрушка».

  Цель: формирование сильного длительного выдоха.

  Дети надувают игрушку.  

           
№12. Упражнения из пособия С.А.Васильевой. «Развитие речевого дыхания».

 Цель :формирование сильного длительного выдоха.

 «Сдуй колобка с пенька ,помоги ему убежать от лисы».   «Сдуй бабочку с цветка».

 «Помоги слоненку загнать мяч в ворота » .

 «Сдуй шмеля с цветка».                                                            

№13. Упражнение «Мыльные пузыри».

Цель: формирование сильного длительного выдоха.

 Дети выдувают мыльные пузыри через рамку .

 У кого больше пузырей?                                                      

 №14Упражнение «Свеча».

 Цель: формирование сильного длительного выдоха.

 Дети дуют на «свечу»- деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.

Кто задует свечу одним выдохом?                                                              

№15 Упражнение «Султанчики» .

Цель: формирование сильного длительного выдоха.

 Дети дуют на султанчики.                                                                            

№16 Упражнение «Осенние цветочки».

 Цель: формирование плавного длительного вдоха, закрепление цвета.

Медленно набираем воздух через нос . Ах, как приятно пахнет! (Следить ,чтобы плечи у детей не поднимались).   Какого цвета лепестки у этого цветочка?        

Артикуляционная гимнастика .                                            

№1.Упражнение « Птенчики».

 Воспитатель выставляет сюжетную картинку « Гнездо с птенцами» .

Кушать птенчики хотят,                                              

Маму ждут , но не шумят.                                            

Ротик на замок закрыт,                                                                          Очень тихо все сидят!                                                                        Мама зернышко несет-                                                             Открывай пошире рот!                                                                  Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию звука (а). Воспитатель кладет на кончик языка каждого ребенка витамину.                                        

№ 2 . Упражнение «Лакание молока».                                   Молоко лакает кот,                                                                   Котик нас лакать зовет.                                                               Дети выполняют движение языком.                                  


№3.Упражнение «Шарик».

 Воспитатель предлагает детям представить, что губами они держат маленький шарик, и тихонько потянуть звук (о).                              

 № 4. Упражнение «Мишка».

Выполняется с игрушечным медведем. Воспитатель с игрушкой в руках и дети стоят на четвереньках.                               «Э», как мишка вы пропойте,                                                   Ротик широко откройте.                                                               Даня с мишкой играет ,                                                                        И по комнате гуляет.                                                                           Как мишка напевает:  Э-э-э-э-э!                                                                                Дети выполняют артикуляцию звука (э).                        

№5. Упражнение «Зайка».

Воспитатель изображает зайчика.

 На макушке – уши ,                                                              

 А зубы на нижней губ  Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляцию звука (ф) : нижняя губа неплотно прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята. Воспитатель обращает внимание детей на то, что между нижней губой и зубами остается узкая щель, по середине которой проходит воздушная струя.            

№ 6. Упражнение «Ветерок».                                             Сильный ветер налетел,                                                            Голосок у нас запел.                                                                          Руки к шее прижимай,                                                             Голосочек подключай: «В-в-в»!                                                           Дети выполняют артикуляцию звука (в).                      

№7. Упражнение «Рыбка».                                                  Открывает рыбка рот ,                                                                                   Да  не слышно, что поет.                                                                           Дети беззвучно размыкают , а затем плотно, но без напряжения смыкают губы. Затем выполняется упражнение «звук (п)  » .                                                  


№ 8. Упражнение «Голосок».                                                             ( Б ) легко произнести  ,                                                              Голосок свой подключи.                                                                          Дети выполняют артикуляцию звука (б).                        

№ 9. Упражнение «Игра с язычком».                                               Кто же так стучит: тук-тук?                                                              Язычок – наш верный друг.                                                                  Мы тихонько приседаем,                                                         Язычками поиграем.                                                               Той,той,той!                                                                                         Дети выполняют артикуляцию звука (т): стучат кончиком языка за верхними зубами.                                

№10. Упражнение «Ворота». 

 Дети выполняют артикуляцию звука (н): с силой упираются языком в передние зубы, затем расслабляют язык. (« Закроем ворота, откроем ворота!»)                                                          


№ 11. Упражнение «Язычок   отдыхает».                                Язычок  наш загорает.                                                                              Он спокойно отдыхает .                                                                          И тихонько  напевает: «И-и-и».                                              

№12. Упражнение «Насос».                                                           Губки улыбаются,                                                                     Зубки появляются.                                                                              Воздух ртом вдыхаем,                                                                          Через зубы выдыхаем.                                                                             Мы в насос  сейчас играем.                                                Воспитатель обращает внимание детей на то , что свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук (с) . Дети должны ощущать струю воздуха, используя тыльную сторону своей ладони.                  

№13. Упражнение  «Качели».

Напряженным языком ребенок тянется поочередно к носу и подбородку, одновременно вытягивая руки вверх- вниз.  

Развитие голосового аппарата, умеренного темпа  речи.                                                                                      

№1 Упражнение « Тук-тук ».

 Воспитатель показывает молоточек и сообщает :

 «  Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу) и тихо

 ( стучит тише ) , одновременно произносит тук-тук громко и тихо  .

Он предлагает детям еще раз послушать, как молоточек стучит громко ( воспроизводит  стук голосом ) , а затем так же постучать своими молоточками. Групповое выполнение задания чередуется с индивидуальным.

 Далее воспитатель    предлагает послушать,  как тихо может стучать молоточек, и просит детей воспроизвести такой же тихий стук.

 Для индивидуальных ответов педагог в первую очередь вызывает детей, у которых тихие голоса, или тех, кто говорит чрезмерно громко.                                              

№2. Упражнение «Тик-так » .                                                    - Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часы , часики, люди носят на руке (показывает ).Затем педагог предлагает воспроизводить тиканье больших часов и тиканье маленьких часиков.

Далее воспитатель говорит : « Большие часы, когда идут тикают медленно». Произносит тик-так в слегка замедленном темпе и предлагает всем вместе воспроизвести тиканье больших часов медленно.

 « Послушайте , как тикают маленькие часики»,- говорит педагог и произносит тик-так в слегка ускоренном темпе .

 Далее воспитатель предлагает нескольким малышам воспроизвести тиканье больших и маленьких часов,т.е. проговорить эти звукоподражания медленно и быстро.                                                                          

№3. Упражнение «Паровоз».                                              Воспитатель показывает паровоз и предлагает послушать как он гудит: у- у-у-у ( произносится достаточно громко и протяжно) , просит малышей погудеть вместе и по одному.                                            – Давайте позовем парово  - У-у-у-у – гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или « песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе «В гостях у осени»Автор: Сафарова Нарындж Асифовна воспитатель ГБДОУ детский сад № 42 Приморского района Санкт -Петербурга Це...

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе.Педагогический проект "В гостях у сказки".

Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую деятельность....

Методическая разработка по развитию речи в младшей группе

Методическая  разработка  содержит  конспект  непосредственно-образовательной  деятельности  в младшей  группе  по  теме  "Дикие животные"...

Методические разработка по развитию речи в младшей группе "Семья"

Цели: обучать детей внимательно рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по её содержанию, расширять и углублять знания о семье, её членах, развивать умение составлять связный рассказ по т...

Методическая разработка по развитию речи 1 младшая группа

Методическая разработка по развитию речи 1 младшая группаЦель: Развивать речь детей посредством двигательной активности, знакомить с предметами ближайшего окружения.Задачи: Учить детей описывать игруш...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"

Материал поможет воспитателям детских садов в работе с детьми 3-4 лет...