Малые формы фольклора
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Набиева Тунзала Фариз кызы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor_i_formirovanie_rechi1.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

(из опыта работы)

Искусство народа, или фольклор  (народное  знание или народная мудрость) глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

        К малым формам фольклора относятся: потешки, песенки, прибаутки, поговорки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки.

         Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и развивают звуковую культуру речи детей.

        День для ребенка в детском саду насыщен, содержит множество режимных моментов, для осуществления которых, необходимо сформировать установки как некий алгоритм действия, который преобразуется в навыки, знания и умения, а именно:

  1. При выполнении трудовых поручений всегда стараюсь разучить с детьми пословицы о труде.  

Например: «кто любит трудиться, тому без дела не сидится», «терпение и труд все перетрут», «труд кормит, а лень портит». Это побуждает детей к действию и вызывает положительные эмоции.

        2.  Во время еды – «когда я ем, я глух и нем», « кашу маслом не испортишь».

        3. При одевании на прогулку – «поспешишь - людей насмешишь».

4. На прогулке использую пословицы и поговорки о природе, погоде.

Например: о временах года – «декабрь год кончает, зиму начинает», о погоде - « береги нос в большой мороз», народные приметы – «увидел грача- весну встречай».

        5. При умывании говорю- «водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», « чисто вымыли носы, все ребята молодцы».

        6. При укладывании спать использую – спокойные, настраивающие на сон, отдых – « утро вечера мудренее», «сонливый и ленивый – два родных брата».

          7. При расчесывании  повторяю детям – «уж я косу заплету, уж я косу  заплету, я плету, плету, приговариваю: « ты расти, расти коса – всему городу краса».

8. Во время зарядки – «в  здоровом теле  - здоровый дух».

  Особое значение имеет использование малых фольклорных форм в совместной деятельности, при проведении которых ставятся обучающие задачи по формированию звуковой культуры речи детей.

Можно выделить следующие задачи:

1.Формирование правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

3.Работа над орфоэпической правильностью речи.

4.Формирование темпа речи и качеств голоса.

5. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

6.Воспитание выразительности речи.

7.Воспитание культуры речевого общения.

8. Развитие речевого слуха и дыхания.  

Малые фольклорные формы использую на коррекционных  и индивидуальных занятиях по заданию логопеда, для закрепления правильного произношения звуков, активизации словаря, развития  голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия.

        Использование малых форм фольклора дает мне возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его провести игру с коротким конкретным заданием: «повтори, запомни, назови» и требую от детей быстрой реакции, четкого ответа, внимания.

        Самая главная цель состоит в том, что ребенок не просто механически повторяет слова с изучаемым звуком ( автоматизируемым), а думает над значением слова, эмоционально оценивает и воспринимает речевой материал.

Систематически включаю в занятия чтение скороговорок, чистоговорок, потешек, долгоговорок, что способствует совершенствованию речевого аппарата детей.

Учитывая огромный интерес к загадкам, использую их на занятиях, давая информацию познавательного характера, как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании, в организации их досуга.

У детей, пришедших в наш детский сад в старшую группу в прошлом году с различными дефектами речи, у которых наблюдалась не четкая, плохо развитая речь, при которой ребенок слабо артикулирует звуки, неправильно произносит отдельные звуки, переставляет или пропускает звуки и слоги в слове.

Планомерно работая индивидуально и по подгруппам с детьми по заданию логопеда, я сначала знакомлю их с различными видами фольклора малых форм. Знакомства с устным народным творчеством играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Хорошо подобранные, с выразительностью рассказанные потешки, прибаутки, помогли установить контакт с детьми, вызвали у них положительные эмоции, так как соответствовали уровню развития детей, были им понятны. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети стали приобщаться к красоте и самобытности русского слова.

Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.

Для совершенствования дикции детей использую чистоговорки, скороговорки. Сначала вызываю  для повтора детей с хорошей памятью и  дикцией. Перед ответом детей даю указания говорить четко, медленно.

После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится  хором: всей группой, подгруппой, затем вновь индивидуально. Если дети запомнили текст, то я усложняю задание, предлагаю произнести громче или   тише, не меняя темпа, затем меняем темп произношения.

Если скороговорка состоит из нескольких фраз ее интересно повторить  по ролям: первая роль «Карл у Клары украл кораллы», вторая  роль - «Клара у Карла украла кларнет».

Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок прошу  ребенка повернуться к детям лицом, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ (обязательно положительный) указываю на степень отчетливости произношения, правильность движений, артикуляторного аппарата.

Старшую группу детей знакомила с пословицами и поговорками, затем мы заучивали их, учились понимать их значение и смысл. В подготовительной группе стала усложнять задания. Например: предлагала отгадать пословицу по картинкам ( есть подборка) или игра «что случилось?», «звук заблудился», «буква заблудилась».

«Пословица, тебя мы знаем, ну не такою ты была, неужто буква озорная  вновь чье-то место заняла».  «Два сапога   т (п)ара, (есть подборка),

«у(м)с хорошо, а два –лучше».

        Отгадай загадку по картинке. Отгадай зашифрованную скороговорку по картинке.

Провожу соревнования детей по скороговоркам, (на звание чемпиона группы или по типу испорченного телефона). Детям  очень нравятся  такие задания и  они с огромным удовольствием включаются в игру.

        Мой опыт работы показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору.

Народное творчество благодаря своим замечательным свойствам дает ни с чес несравнимые возможности для всестороннего развития детей.

        От того, каким было детство ребенка, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношения к общечеловеческим ценностям, характер человека, его судьба.

С Уважением, Набиева Т.Ф.

Набиева Тунзала Фариз кызы, воспитатель ГБДОУ детский сад № 20

Красногвардейского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора

Перспективный план использование малых форм фольклора...

План работы по ознакомлению детей 1 мл.гр.с малыми формами фольклора

План сформирован с учетом режимных моментов. Составлен из доступных детям данного возраста потешек....

Сборник малых форм фольклора

Сборник составлен для ознакомления детей с малыми формами фольклора....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАЛЫМИ ФОРМАМИ ФОЛЬКЛОРА.

В статье описано влияние малых форм фольклора на развитие образной речи....

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...