Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Статья содержит анализ литературы по проблемам речевого развития детей раннего возраста. Рассмотрены периоды лексического развития ребенка. Дан список литературы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности периода раннего детства
и его значение в овладении речью

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей. Н.М. Аксарина в своей книге «Воспитание детей раннего возраста» отмечает несколько таких особенностей. Основной особенностью она называет интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, совершенствуются все функции организма. К трем годам ребенок овладевает основными движениями и тонкими движениями пальцев. Ориентируется в форме, цвете, величине предметов.

Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма, скачкообразность развития. Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность в развитии педагоги выявили периоды особой чувствительности детей раннего возраста к определенным видам воздействия и выделили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают вновь, впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого.

Советские и российские ученые-педагоги, работающие с детьми раннего возраста Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора отмечали, что существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, а также ведущая роль взрослого в развитии ребенка, который обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Большое значение в психическом развитии отводится овладение речью. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания.

У детей развивается мышление: они сравнивают, устанавливают сходство, обобщают, делают элементарные умозаключения. У детей быстро развиваются психические процессы: внимание, память, воображение. Закладывается эмоциональная основа личности.

Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Развивая положение о сензетивных периодах развития, выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому.

 В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения.

Характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Здоровый ребенок обладает богатым потенциалом развития.

К трем годам у детей уже накоплен достаточный словарный запас. Ребенок может правильно называть предметы, отвечая на вопросы: что это? кто это? Дети видят особенности предметов, выделяют признаки и качества (какой?), определяют цвет предмета, могут правильно ответить, согласовав имя существительное с именем прилагательным (глубокая тарелка, зеленое пальто, синий шарф). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (одежда, посуда, мебель).

Речь является инструментом развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе.

Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы с детьми раннего возраста занимают ведущее место.

Лексическое развитие ребенка.

Одним из первых значение речи для развития ребенка стал изучать Л.С. Выготский. Позднее этому вопросу посвятили много исследований А.Р. Лурия , М.М. Кольцова. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них. Слово вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Освоение языка изменяет действия ребенка. Действия ребенка на третьем году жизни становятся нацеленными и приобретают произвольный характер.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием восприятия, внимания, мышления, памяти, обогащением сенсорного опыта. Способствует формированию и совершенствованию понимания речи развитие двигательно-кинестетического анализатора.

Анализ литературных данных показал, что предпосылки развития детской речи определяются двумя факторами. Первый – это неречевая предметная деятельность самого ребенка, а именно расширение связей с окружающим миром через конкретное (чувственное) восприятие мира. Второй - это обогащение словаря за счет активной речевой деятельности взрослых, прежде всего, матери.

Развитие лексики во многом зависит от социальной среды, в которой воспитывался ребенок. Возрастные показатели словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются  в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — моко, собака — бака).

На этом этапе слово не обладает еще грамматическим значением. Большинство исследователей этот этап развития детской речи называют стадией «слово-предложение», в котором выражается либо повеление (дай), либо указание (там), либо называется предмет (киса) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения [8]. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

По мнению А. Р. Лурия, первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое внимание побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация, а слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная соотнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобрести расплывчатое значение. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. Л. С. Выготский назвал этот период развития значения слова «удвоением предмета». На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. При этом, отмечается феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря.

Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их и открывает функции знаков.

Несмотря на то, что к 3,5 — 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования на этом еще не заканчивается.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова.

Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова. В зависимости от интонации слово приобретает то или иное значение (ирония, насмешка). На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами, слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста.

В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова (Ушакова О.С.):

- денотативный компонент, отражение в значении слова особенностей денотата (стол — это конкретный предмет);

- понятийный, концептуальный или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий и связей слов по семантике;

- конатотивный компонент — отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

- контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике).

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. С большим трудом дошкольники овладевают переносным значением слова и афоризмами.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечаются явления сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, «сверхгенерализации». При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

При этом обращает на себя внимание то, что ребенок объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития.

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако, только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий. Автор выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка. Формирование структуры понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее проходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным исследований К.Н. Белогай, Н.А. Сониной изучающих речевое развитие ребенка в период раннего детства существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способности к обобщению, и пассивным словарем ребенка. Активный словарь детей разного пола связан с образованием матери, причем для развития мальчиков благоприятно наличие высшего образования у матери, для девочек – средне-специального. Авторы приходят к выводу, что для девочек для развития речи важна эмоциональность матери, а для мальчиков информационная насыщенность речи. Возраст матери не оказывает значимого влияния на развитие речи. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Например, наиболее развит пассивный словарь у тех детей (и девочек, и мальчиков), матери которых имеют средне-специальное образование, работают, и их профессия относится к категории «Человек-человек». Авторы это объясняют тем, что матери с высшим образованием склонны строить свою речь, используя сложные для детского понимания слова и речевые обороты, более сдержаны и рассудительны в общении с ребенком. В противоположность им, женщины со средне-специальным образованием, используют более простую и эмоциональную речь. Это и приводит к быстрому накоплению пассивного словаря, так как для ребенка раннего возраста важно именно эмоциональное общение со взрослым. Авторами установлена взаимосвязь меду порядковым номером рождения ребенка с развитием активного словаря, и показано, что первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре. Также, авторами отмечено негативное влияние на активный словарь ребенка при наличии речевых нарушений у родственников и наличии у ребенка диагноза ПЭП.    

Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь – это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассивного словаря в актив, т.е. актуализация, происходит ступенчато.

По данным Е.А. Аркина рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 год 6 мес. – 39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов.

По данным Н.М. Аксариной к 1 году ребенок употребляет около 10 слов и понимает значение многих действий и предметов, к 1 году 6 мес. – 30 -40 слов, к 2 годам – 300-400 слов, а к 3 годам в словаре ребенка содержится более 1000 слов.

Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения словаря детей в возрасте от 1 до 4 лет, указывает для каждого возраста минимальный словарь и показывает существующие в этом отношении индивидуальные различия: 1 год – минимальный словарь – 3 слова, максимальный  - 58 слов, 1 год 6 мес. – 44 и 383 слова соответственно, 2 года – 44 и 1227 слов, 2 года 6 мес. – 171 и 1509 слов.

Рост словаря зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.

Если до 1 года 6 мес. активный словарь пополняется плавно, то к 2 годам наблюдается быстрое его увеличение. Это совпадает с переходом от однословных предложений к многословным. Пополнение словаря – необходимое условие для пополнения цепочек синтаксических компонентов предложения. Продвижение ребенка в когнитивном развитии требует все нового и нового лексического материала.

Качественный рост словаря проходит по двум направлениям: по содержанию – это обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими; по форме – это постепенное овладение ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Пополнение словаря происходит с определенной последовательностью. Усвоение частей речи происходит в следующей последовательности: первыми появляются существительные, затем глаголы часто зачастую одновременно с существительными. Некоторые формы местоимений появляются довольно рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться сравнительно поздно, числительные усваиваются поздно, с развитием счета. Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

По данным А.Н. Гвоздева [9], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2 % союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

По мере развития мышления и речи ребенка его лексика обогащается и систематизируется, упорядочивается. Слова группируются в семантические поля. Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака — конура, помидор — грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка и качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Список литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Медицина, 1977. – 304 с.
  2. Белогай К.Н., Сонина Н.А. Речевое развитее ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами//Тезисы Международной научно-практической конференции: Л.И. Божович и современная психология личности. М., 1985, С.14-18.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).- СПб.: Паритет, 2004. – 160 с.
  5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2005.- 207 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  7. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  8. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада./.; Под ред. Г.М. Ляминой.- М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
  9. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.- СПб.: Речь, 2004.- 128 с.
  10. Елисеева М.Б. Лексическое развитие ребенка раннего возраста//Логопед в детском саду, 2005 № 5-6, -С. 20-26.
  11. Елисеева М.Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста //Практическая психология и логопедия, 2006, № 1, - С. 32 – 39.
  12. Закревская О.В. Развивайся малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2008. – 89 с.
  13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Изд. Советская Россия, 1979. – 99 с.
  14. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
  15. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -  М.: Просвещение, 1977. -  176 с.
  16. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.
  17. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада/.- М.:Просвещение, 1986.- 144 с.
  18. Тихомирова Н.И.,. Якушина Н.А. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста./Самые маленькие в детском саду /Из опыта работы московских педагогов. - М.: Линка-Пресс, 2005., - С.31-48.
  19. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
  20. Федоренко Л.П., Фомичева Н.А. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - С. 30-51.
  21. Цейтлин С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии// Проблемы детской речи – 1996: Материалы межвузовской конференции/ Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елесеевой, Т.А Кругляковой. – СПб.: РГПУ, - С.12-14.
  22. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 115 с.
  23. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2007. – 232 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

Особенности периода раннего детства и его значение.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человекупсихофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильноосуществляемое воспитание детей раннего возраста являе...

Консультация для родителей "Особенности периода раннего детства и его значение"

Консультация для родителей  "Особенности периода раннего детства и его значение"...

Статья на тему "Особенности периода раннего возраста"

Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов....

Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет) Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становлени...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРОСТРАНСТВОМ.

В подвижных играх ребёнок упражняется в умении самостоятельно и правильно выбрать направление движения. У него формируется навык быстрого изменения направления в соответствии с изменившимися условиями...

Значение сенсорного развития в период раннего детства

Общеизвестно, что раннее детство - это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека....