Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Совершенствование грамматического строя речи (употребле­ние существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совер­шенствование тактильного восприятия.

Формирование доброже­лательности, самостоятельности, инициативности, ответствен­ности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска,  контейнер с карандаша­ми, контейнер с деталями букв, контурные изображения зиму­ющих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закреп­ленными на их концах «липучками», альбом «Живая природа. В мире животных» .

Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сне­жинки».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально поло­жительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительно­сти. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие памяти и зритель­ного внимания.]

воспитатель по­мещает контурные изображения птиц вертикально на коврограф.

Воспитатель. Еще раз назовите птиц.

Дети. Клест, снегирь, синица, воробей.

Воспитатель. Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети дают объяснения. Воспитатель закрепляет рядом с изображе­нием каждой птицы яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» {кисть рябины, ку­сочек сала, горка семечек, шишка)

Воспитатель. Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Воспитатель. Вы хорошо выполнили мое первое задание. И се­годня мы вновь будем говорить о зиме и зимующих птицах, позна­комимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

 

2.Игра с мячом «Слова одной семейки». [Образование однокоренных слов от слова воробей.]

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Воспитатель. Первая игра называется «Слова одной семейки». Попробуем образовывать слова от названия зимующей птицы во­робей. Я даю задание и бросаю мяч, выловите мяч, образуете слово из одной семейки со словом воробей и бросаете мяч мне. Как на­звать маленького воробья?

 1-й  р е б е н о к. Воробьишко.

Воспитатель. А еще как?

      2-й ребенок. Воробышек.

Воспитатель. А как вы назовете большого воробья?

       3-й ребенок. Воробьище.

Воспитатель. Как можно назвать хвост воробья?

        4-й   ребенок. Воробьиный.

Воспитатель. Молодцы! Отлично!

 

3.Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.]

Воспитатель  убирает мяч и предлагает детям рассредоточиться по ковру.

Воспитатель. А теперь скажите мне, с какого звука начинаются все образованные вами слова?

Дети. Со звука [в].

Воспитатель. Произнесите этот звук и дайте ему характеристи­ку. Расскажите все об этом звуке.

Дети. Это согласный звонкий твердый звук.

Воспитатель. Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы бу­дете приседать, когда услышите звук [в] в названии птицы. Воро­на, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, щегол, выпь, синица.

Дети выполняют задание воспитателя

Воспитатель. Вы услышали только названия зимующих птиц?

Дети. Нет. Вы называли и перелетных птиц.

Воспитатель. Перечислите их названия, пожалуйста.

Дети перечисляют названия перелетных птиц.

 

4.Упражнение «Посмотри и назови». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.]

Воспитататель помещает на мольберт перед детьми альбом «Живая природа».

Воспитатель. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети перечисляют изображенных на картинках зимующих птиц.

Воспитатель. Есть ли тут птица со звуком [в] в названии?

Дети. Да. Это сова.

Воспитатель. Хорошо. А теперь произнесите звук [в'] и расска­жите о нем.

Дети. Это мягкий согласный звонкий звук.

Воспитатель. Есть ли на картинках птицы с этим звуком в на­звании?

Дети. Да. Это свиристель.

Воспитатель. Звуки [в] и [в'] обозначает буква Вв.

 

5.Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану. [Развитие связной речи.]

Воспитатель. Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнете рас­сказ?

Дети. Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая.

Воспитатель. О чем расскажете потом?

Дети. Потом скажем, какая она по размеру и окраске.

Воспитатель. Затем что опишете?

Дети. Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особен­ностях.

Воспитатель. Чем закончите рассказ?

Дети. В конце нужно рассказать, чем питается птица.

Воспитатель. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать но очереди.

1-й ребенок. Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.

Аналогично рассказы составляют все дети. Воспитатель предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой. Затем воспитатель собирает карточки в контейнер.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совершенствование тактильного восприятия.

Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска,  контейнер с карандашами, контейнер с деталями букв, контурные изображения зимующих птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закрепленными на их концах «липучками», альбом «Живая природа. В мире животных» .

Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание ее на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительности. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие памяти и зрительного внимания.]

воспитатель помещает контурные изображения птиц вертикально на коврограф.

Воспитатель. Еще раз назовите птиц.

Дети. Клест, снегирь, синица, воробей.

Воспитатель. Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети дают объяснения. Воспитатель закрепляет рядом с изображением каждой птицы яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» {кисть рябины, кусочек сала, горка семечек, шишка)

Воспитатель. Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Воспитатель. Вы хорошо выполнили мое первое задание. И сегодня мы вновь будем говорить о зиме и зимующих птицах, познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

2.Игра с мячом «Слова одной семейки». [Образование однокоренных слов от слова воробей.]

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Воспитатель. Первая игра называется «Слова одной семейки». Попробуем образовывать слова от названия зимующей птицы воробей. Я даю задание и бросаю мяч, выловите мяч, образуете слово из одной семейки со словом воробей и бросаете мяч мне. Как назвать маленького воробья?

 1-й  р е б е н о к. Воробьишко.

Воспитатель. А еще как?

      2-й         ребенок. Воробышек.

Воспитатель. А как вы назовете большого воробья?

       3-й ребенок. Воробьище.

Воспитатель. Как можно назвать хвост воробья?

        4-й   ребенок. Воробьиный.

Воспитатель. Молодцы! Отлично!

3.Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.]

Воспитатель  убирает мяч и предлагает детям рассредоточиться по ковру.

Воспитатель. А теперь скажите мне, с какого звука начинаются все образованные вами слова?

Дети. Со звука [в].

Воспитатель. Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите все об этом звуке.

Дети. Это согласный звонкий твердый звук.

Воспитатель. Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете приседать, когда услышите звук [в] в названии птицы. Ворона, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, щегол, выпь, синица.

Дети выполняют задание воспитателя

Воспитатель. Вы услышали только названия зимующих птиц?

Дети. Нет. Вы называли и перелетных птиц.

Воспитатель. Перечислите их названия, пожалуйста.

Дети перечисляют названия перелетных птиц.

4.Упражнение «Посмотри и назови». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.]

Воспитататель помещает на мольберт перед детьми альбом «Живая природа».

Воспитатель. Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети перечисляют изображенных на картинках зимующих птиц.

Воспитатель. Есть ли тут птица со звуком [в] в названии?

Дети. Да. Это сова.

Воспитатель. Хорошо. А теперь произнесите звук [в'] и расскажите о нем.

Дети. Это мягкий согласный звонкий звук.

Воспитатель. Есть ли на картинках птицы с этим звуком в названии?

Дети. Да. Это свиристель.

Воспитатель. Звуки [в] и [в'] обозначает буква Вв.  

5.Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану. [Развитие связной речи.]

Воспитатель. Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнете рассказ?

Дети. Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая.

Воспитатель. О чем расскажете потом?

Дети. Потом скажем, какая она по размеру и окраске.

Воспитатель. Затем что опишете?

Дети. Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особенностях.

Воспитатель. Чем закончите рассказ?

Дети. В конце нужно рассказать, чем питается птица.

Воспитатель. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать но очереди.

1-й ребенок. Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.

Аналогично рассказы составляют все дети. Воспитатель предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой. Затем воспитатель собирает карточки в контейнер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста "Насекомые"

Цель. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать выделять навыки и умение выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

КОНСПЕКТ непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;Развивать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для среднего дошкольного возраста. Тема: «Волшебный Цветок».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: Показать знания и умения детей, получ...