Интегрированное занятие по произведению В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Копцева Елена Николаевна

Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО  ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- строить свой жизненный путь.Какие принципы лягут в основу этого выбора- честность или ложь, труд или  желание жить за счет других- в этом мы должны помочь разобраться детям.

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать  умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти  способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление , воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Образовательные области:  "Художественная литература", "Социализация", "Коммуникация","Музыка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦРР  МКДОУ  д/с  №10

Конспект

интегрированного занятия

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной  (логопедической) группе

 по сказке В. Катаева « Дудочка и кувшинчик»

   Воспитатель ВКК -  Копцева  Е.Н.

 

Россошь. 2013г.

        

Тема: «Все и сразу!?»

Цель: формировать  умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; формировать свое мнение при оценке поступков и характеров героев; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти  способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление , воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

Предварительная работа: чтение сказок В.Катаева « Цветик- семицветик»,       « Пень», « Голубок».Чтение сказок с открытым сюжетом- Дж. Родари                 « Сказка, у которой три конца». Анализ ситуаций и ресурсов знакомых сказок.( Приемы ТРИЗ)

 Подготовка. Запись р.н. мелодии  на дудочке. Старичок-боровичок (кукла).

Карты Проппа.

                                       Организация  НОД.

1.Вхождение в тему.

Пом. воспитателя вносит в группу  небольшой мешочек , стянутый веревкой и спрашивает у детей , не знают ли  они, чей это мешок, то ли рюкзак?    Он лежал в раздевалке…

Дети подходят , осматривают, но не знают чей .   «Какой-то он странный, ни у кого такого не видели»  

В:  - Как же найти хозяина?  (Предположения детей, кому он может принадлежать?)Дети предлагают заглянуть внутрь, что там?

В:   - А разве можно открывать и рассматривать чужие вещи? ( Нет, это не этично и небезопасно).

В:  Я, кажется, знаю чей это мешочек. Попробуйте и вы догадаться . для этого нужно расшифровать  имя владельца, которое спрятано в картинках.  Давайте попробуем взять первую букву каждого слова и выложить  из них слово, которое получится.

Д/игра «Расшифруй  слово»

картинки:  солнце, топор, арбуз, рыба, игла, карандаш.   (с-т-а-р-и-к)   2)   картинки  -    люстра,  ель,   солнце   ( лес.) , (пень,гриб,ягоды- слова отгадки)

 Дети  предполагают,  что это Старик –лесовик из сказки.

В.:- Давайте поищем его, может, он где- то здесь прячется?(находят за картиной, изображающей лес.)

Старичок-Лесовичок :-.Кхе-кхе, здесь так много людей, что я растерялся , потерял свою котомку.    (Дети отдают.)

2. Проблема. Старик:  -Я пришел поведать   вам одну историю  (дает книжку)

 Я в затруднительной ситуации и не знаю,  как поступить. Меня озадачила одна девочка, может, вы мне поможете разобраться?

2) Восп: -   Кого –то он мне  напоминает , из какой же истории этот Старичок-Боровичок?   Я  сейчас прочитаю вам начало, может и вы, ребята, вспомните?

Чтение начала сказки. Дети должны узнать сказку по началу.

В:   Ребята, это сказка или рассказ?  Спор с доказательством.                               - О ком  эта история?

-Давайте представим, как собирают землянику.

Физминутка  1) пальчиковая игра «1.2.3.4.5- в лес пошли мы погулять…»

2)»Корзиночки», 3) логоритмика  «Мы шли , шли,шли- земляничку нашли…»

В. - Сказка нам знакома, давайте вспомним, как развивались события дальше, а чтобы не забыть и не перепутать, будем отмечать картами- символами           ( карты Проппа).

1.-   Цель ( задача)              (  пересказ детей)

 2.Неудача   ( Пересказ детей )

                                                   

3.Помощь     папы    (Инструкция)     пересказ детей , словарная работа.

         

                                             

4. Результат минимальный

Словарная работа (лексика)

(видимо- невидимо,

глаза разбегаются)

 

5.Встреча с дарителем.            

(инсценировка)

                                                       

6.Волшебный дар   ( Чтение воспитателя)      

   

7. выбор

8. Чем закончилось ?   ( Прерывает чтение , рассказ)

Воспит. –Молодцы, выстроили содержание с помощью карточек- быстро и удобно.

 Анализ произведения В. –Вам понравились герои сказки?

В. - Чем понравилась главная героиня сказки – девочка Женя?.(называют полож.стороны- она любит своих родителей, братика, она хочет поучаствовать в общем деле.  Она вежлива, хотя в минуты гнева забывает об этом  и громко кричит на дудочку .Она  наивна- доверчива, бесхитростна.

-Что не понравилось в поведении девочки? ( она нетерпелива, ленива, .  не хочет думать, как сделать свой труд более продуктивным- ей подсказал папа, ищет легкие пути- другие полянки)

Физминутка.-Изобразите чувства и эмоции Жени в разных ситуациях. (Этюды на выражение эмоций : досада, удивление, восхищение, негодование, гнев и т.д.

В. –Почему Женя хотела и дудочку и кувшинчик? (чтобы не напрягаться, легко)  Давайте проверим!

- Понравился вам Старичок –боровичок?  (он  мудрый,  добрый, симпатичный, но хитрый )

-Почему он не хотел отдать и дудочку и кувшинчик?

- Легко ли Жене было сделать выбор?  Какая борьба была в ее  душе?  (вывод:  выбор делать всегда нелегко, и от правильности выбора зависит успех в жизни или можно все потерять)

- А как вы поступили бы на месте Жени? Что бы вы предпочли?

П/ игра «Дудочка или кувшинчик»? (часть детей собирают ягоды(шарики)  с завязанными глазами в кувшинчик. Другая  часть с открытыми глазами, но без кувшинчика, в руки. Много ли собрали?

 Решение проблемы ( методы ТРИЗ )В. – Давайте попробуем решить проблему –как сделать, чтобы была и дудочка и кувшинчик -т.е. найти заменители, ускорители и т.п.

Давайте обыграем сцену встречи Жени с  Старичком-Боровичком и придумайте свой  конец этой сказки.

 Какие варианты могут Быть?

Дети называют  1)  старик дал и дудочку и кувшинчик

2) Не дал дудочку , рассердился.

3)не дал дудочку, но что-то посоветовал

4) Женя завладела дудочкой ( обманом, силой, угрозой , выкрала- т.е. безнравственными способами)

5)Женя купила дудочку

 6) Старик дал дудочку, но за это потребовал какую-то услугу(жертву)

Воспитатель читает конец сказки,  кто же из детей угадал конец?

 -Чему нас учит эта сказка?  ( нужно трудиться, думать, действовать в изменившейся обстановке, делать правильный выбор в жизненных ситуациях).

В заключение Старик –Боровик  дарит детям дудочку.  Муз. игра « Передай дудочку».

                                     

1

2.

3.

4.

        

5.

                   

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

Открытое интегрированное занятие для детей 5-6 лет. Тема:" Путешествие по произведениям С.Я.Маршака.

Проблема:Сегодня как никогда перед дошкольными учреждениями стоит проблема формирования у ребёнка интереса к книге. Современные дети отдаляются от книги предпочитая компьютеры и телевизоры.Цель:Вызват...

Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...

Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."ЦЕЛЬ: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, п...

Интегрированное занятие по произведениям К. Айвазовского и Н. Римского-Корсакова

Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека. Задачи:Воспитывать интерес и желание познавать культурное  наследие страны...

Интегрированное занятие по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга"

Конспект интегрированного занятия по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга" для детей подготовительной группы...

Интегрированное занятие по произведениям Н.Носова

На этом итоговом занятии мы  обобщаем и систематизируем знания детей о произведениях Н.Носова. которые изучали в течении длительного времени...