Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Подоляко Ирина Николаевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе по развитию речи.

Воспитатель: Подоляко И.Н.

Тема: Зима пришла (с элементами экспериментирования).

Цель: Выявить знания детей о зиме.

Задачи:

1.Уточнить знания детей о приспособлении хорошо знакомых детям животных и

   среде обитания, некоторых сезонных явлениях природы (зимних).

2.Расширить представления детей о том, что лед- это вода в твердом состоянии.

3.Уметь составлять небольшой рассказ о животных, отражать в речи результаты наблюдений, устанавливать связи, делать обобщения.

Материал: зимние пейзажи, макет леса «Дикие животные», замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, опыты с водой, наблюдения в природе.

Деятельность и речь воспитателя.

Деятельность и речь детей.

1.-Ребята, вы знаете, какое сейчас время года?

Воспитатель привлекает внимание детей к зимнем пейзажам.

-Подойдите сюда, посмотрите на эти картины, и скажите какое время года изображено на них?

-Рома, как ты думаешь, какое время года изображено?

-А ты как думаешь Ксюша?

-Покажи Рома, что ты увидел на картине зимнего?

-Ксюша, найди и ты на картине зиму.

-Варя, что ты увидела?

-Вы ребята молодцы, правильно определили, на этих картинах изображена зима.

-А кто намел много снега, заморозил реки, озера, ручейки? про кого мы читали в сказках, это все он сделал, кто же это?

-Правильно, а теперь садитесь вокруг меня и послушайте, что я вам расскажу.

2.Рассказ воспитателя.

-Однажды, вышел Мороз Иванович и увидел: зверюшки радостные бегают, прыгают в лесу, птички поют, по рекам плавают кораблики. Непорядок - решил он. Дунул он сильно-сильно, и налетела зимняя вьюга, реки покрылись льдом, земля снегом, везде стало белым-бело. Вот теперь все  в порядке,- подумал мороз Иванович, и тогда он решил заморозить зверюшек. Да не тут-то было, зверюшки к зиме приготовились. А вы знаете, как звери готовятся к зиме. Расскажите (достает из мешочка игрушки животных : заяц, лиса, медведь, волк, белка.)

-Молодцы! Вы все правильно рассказали, как звери к зиме приготовились, и как они зимуют. Люди тоже не боятся зимы. Мы тоже одеваем теплую одежду, шапки, сапоги, а дети много бегают, прыгают, играют, так мы согреваемся на морозе.

3.Физминутка.

-Несмотря на зиму, дети любят играть и гулять зимой, давайте мы с вами покажем как же мы играем на улице, на прогулке: играем в снежки, катаемся на санках, лыжах.

4.-Устали? Нет? Садитесь ко мне и послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка. Как её звали? Кто звал, тот и знал. На новый год подарили ей красивые бусы. Она так развеселилась, обрадовалась подарку, что бусы упали и рассыпались. Девочка поленилась собрать бусы и ушла домой. А Мороз Иванович ночью заморозил все кругом и бусинки попали в плен. Проснулась девочка утром и вот что увидела (воспитатель достает замороженные кубики, а в них бусинки)

-Что сделал Мороз Иванович?

5.-Посмотрите-ка дети, это лед, а внутри бусинки. Вы видите бусинки?

-Значит лед прозрачный, через него видно предметы

-Потрогайте лед пальчиком, погладьте его.

Что вы чувствуете? Какой лед еще?

-Огорчилась  очень девочка, захотела освободить бусинки из плена, да не знает как? как это сделать?

-А вы знаете? как можно освободить бусинки из плена?

-Поможем девочке освободить бусы из плена?

-Разделимся на три группы. Я вам раздам карточки с числами 1, 2,3, кому попалось число один  – вы в первой группе, 2 - во второй, 3- в третьей.

-Первая группа подойдите к этому столу      ( на нем стоят стаканы)

-Вы будете размораживать лед в стаканах с теплой водой.

-Вторая группа , подойдите к этому столу. Вы будете размораживать лед в руках. Возьмите лед в ручки, будете тереть лед в ручках, движения вперед-назад над тазиком. Чтобы не намочить стол.

-А вы (обращается к третьей группе) поставьте лед к теплу, к батарее. Поставили и теперь наблюдайте, что с ним происходит.

-Ну что ребята произошло со льдом?

-Молодцы, а где бусинки быстрее освободились?

-Мы немножко подождем и посмотрим, что же станет со льдом у батареи.

6.-Ну что дети, сумели мы освободить бусинки из плена?

-Как же мы это сделали?

-Что случилось со льдом после того, как он растаял?

-Значит лед - это тоже вода?

-Давайте с вами вспомним, что мы с вами говорили про водичку, какие она имеет свойства?

-А лед?

-Какие вы сегодня у меня молодцы!

7.

-Итак, подведем итог. Что мы сегодня с вами делали?

-Каким способом это сделать быстрее?

-Какие свойства имеет вода?

-Знаем, сейчас зима.

Дети подходят, смотрят, обсуждают.

-Я думаю, что художник нарисовал зиму.

-Я тоже думаю, что нарисована зима.

-Художник нарисовал много снега, белым бело.

-Вот на этой картине снежинки падают, здесь так же снега много.

-Снег везде, на деревьях, домах, речка замерзла…

И так далее дети находят приметы зимы…

-Это все мороз сделал, он самый главный хозяин зимой.

Дети садятся на стульчики полукругом.

Дети берут по одной игрушке и рассказывают:

-Заяц. У зайца длинные ноги, задние длиннее передних, поэтому ему легко быстро бегать. Легко зайцу и по глубокому снегу передвигаться: на его лапах отрастает длинная шерсть, которая делает их похожими на лыжи и удерживает зайца на рыхлом снегу. Зимой заяц отдыхает в снежной яме. На снегу зайц не мерзнет, у него к зиме вырастает шерсть на брюхе и пушистые волосы вокруг ноздрей. Спасает зайца белый цвет его шубки, его шерсть, она не видна на снегу. А чтобы зайку не поймали, он бегает и путает свои следы.

-Медведь. К осени он накапливает в своем организме много питательных веществ, он жиреет и  этого ему хватает до весны. Берлогу медведь устраивает в ямах под корнями поваленных деревьев, натаскивает коры, мха в свои жилища, иногда покрывает ветками, и впадают в спячку до весны.

-Белка. Она устраивает себе жилище в дупле. Оно сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри выложено мхом, листьями, сухими травками, шерстью. В таком гнезде зимой тепло. В гнезде два выхода, один главный, другой – запасной. В морозы белки затыкают их мхом. Таких домиков у белки много. В сильный мороз в гнезде собирается вся семья.

-Лисица. У лисы хвост пушистый, он служит ей одеялом, она сворачивается клубочком и накрывает себя хвостом. И им же она  заметает  свои следы.

Дети имитируют движения:

1)катаются на санках

2)играют в снежки

3)катаются на лыжах, коньках.

Дети берут по одному кубику каждый и рассматривают.

-заморозил бусинки.

-Да, видим.

-Холодный и гладкий.

-разморозить лед

-потереть его в руках

-положить в стаканчик с теплой водой

-положить к теплу

-да, поможем.

Дети делятся на группы.

Первая группа подходит. Дети выполняют задание воспитателя.

Вторая группы подходит. Дети выполняют задания воспитателя.

Третья группа выполняет задания воспитателя.

-лед начал таять

-потекла водичка

-когда весь лед растаял, бусинки освободились от плена, мы их достали.

-в стаканах с теплой водой

-а у нас у батареи еще не растаял лед.

-да, сумели.

-мы разморозили лед.

-превратился в лед.

-да получается вода.

-вода прозрачная, через нее видно предметы.

-вода жидкая, льется.

-вода бывает холодная и горячая.

-лед тоже прозрачный, через него видно бусинки.

-лед твердый, он не льется как водичка.

-он всегда холодный. Он не бывает горячим.

-помогли девочке освободить бусинки из плена.

- растопить лед теплой водой.

-  вода может быть жидкая, прозрачная, без запаха и твердая-лед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Художественная литература (с элементами драматизации).

Тема. «Сказка «Кот, петух и лиса»Цель: развитие интонационной выразительности речи. Создание условий  для   развития умственных, творческих способностей детей. ...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на тему "Рассказывание русской народной сказки "Зимовье зверей"

образовательная область "Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе". Тема "Рассказывание русской народной сказки "зимовье зверей". Цель: познакомить детей с нов...

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...