Употребление метафар и слов с переносным значение
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Абаринева Татьяна Борисовна

Конспект совместной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nashego_zanyatiya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Программные задачи.

Воспитывать дружеские  взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу.    Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Развивать такие качества, как  отзывчивость, справедливость и скромность.    

Расширить представления детей об окружающем мире, способствовать пробуждению фантазии, смекалки, развивать логическое мышление; развивать память и внимание детей.        Наблюдать с детьми явления природы. Учить устанавливать причинно следственные связи между природными явлениями.

 Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Учить детей общению друг с другом. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Познакомить детей с языковым приемом сравнения  метафорой. Учить понимать значения выражений с переносным смыслом; упражнять в правильном использовании крылатых выражений .Развивать стремление обсуждать содержание книг, читать любимые стихотворения. Пополнить литературный багаж детей  сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками.  Продолжать развивать интерес к культуре своего народа.

                                                                         

Предварительная работа:

Использование дидактических игр и пособий: «Говори правильно», «Назови одним словом», «Читаю – понимаю! Предложения», «Сложные слова», «Слова – иностранцы», «Когда мы так говорим»; Чтение стихов, загадок, пословиц и поговорок; Наблюдение за поведением птиц.

Оборудование:

Художественное слово, дидактические игры,  атрибуты к  совместной образовательной деятельности (диванные подушки).

Ход:

Воспитатель. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения. Теперь мы с вами готовы  к работе. Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я предлагаю вам присесть на ковер загадок и послушать, что я приготовила.

  1. Королева ледяная мчится в ледяной карете

И ее сопровождает северный холодный ветер

А за ней бегут  вдогонку вьюга колкая, поземка

И несутся, словно змеи, серебристые метели. (Зима)

Воспитатель. Ребята, почему зиму называют «Королева ледяная» ?

Дети.  Зимой  очень холодно, все покрыто снегом и льдом, поэтому она ледяная.  А главная зима, она командует все зимние месяцы: декабрь, январь и февраль, поэтому ее сравнили с королевой.

  1.  Я прозрачна, как хрусталь

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

Воспитатель.  Почему автор сравнил сосульку с хрусталем?

Дети.  Хрустальные предметы прозрачные и очень хрупкие и сосулька тоже прозрачная, хрупкая, и блестит на солнышке.

  1. Сижу  на тереме мала, как мышь,

Красна, как кровь, вкусна как мед. (вишня)

Воспитатель. С чем сравнивает автор дерево вишни?

Дети. С теремом. Для маленькой вишенки большое дерево это ее дом, а терем в прямом смысле этого слова  и есть дом.

Воспитатель. У вишни действительно внутри кровь?

Дети. Нет, вишневый сок красного цвета и кровь человека красная, поэтому их авто и сравнивает.

  1. Летели над Русью белые гуси

Обронили  белые перья – стали белыми деревья,

Обронили белый пух – побелело все вокруг. (Снежная туча).

Воспитатель. Ребята, может быть так на самом деле – гуси покрыли пухом и перьями все вокруг? Почему автор сравнивает тучу с белыми гусями?

Дети.  Автор сравнивает тучу с белыми гусями потому что, туча как и гуси плывет высоко над землей, а снег, как и перья белый, пушистый и легкий.

Воспитатель. Правильно, в загадках автор использовал переносное значение  многих выражений. Сравнил дерево вишни с теремом, белых гусей со снежной тучей, зиму с ледяной королевой. Такие сравнения называются  Метафора. 

Ребята, я предлагаю вам загадать загадку для наших гостей, и взрослые скажут какие метафоры использовал автор в этой загадке.

Дети.

Сердит, закрыв лицо рукою сказал прохожий глухо

Ударил как! – ворчал другой, поглаживая брюхо

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос

Она сказала: «Ишь какой, кусается как пес!»

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто

В тот день и впрямь сердитым был – вы догадались кто?

Ответы взрослых (мороз)

Воспитатель. Присаживайтесь на места. Очень часто наши поэты, писатели используют в своих произведениях образные, переносные выражения. Ребята, как вы думаете, для чего?

Дети.

-для того, чтобы стихи, рассказы, песни звучали красиво, выразительно;

-для того, чтобы было приятно слушать такие стихи, сказки.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам прочитать стихи русских поэтов А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева:

 Анушаван.

Чародейкою зимою околдован лес стоит

И под снежной бахромою неподвижною. немою,

Чудной жизнью он блестит

                                                 Ф. Тютчев

Полина.

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна,

словно белою косынкой подвязалася  сосна.

Илья.

Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,

А над самою макушкой долбит дятел на суку.

                                                               С. Есенин

Дарья.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                                            А.С. Пушкин

Воспитатель. Молодцы, ребята, присаживайтесь на наш ковер загадок. Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «Птичья елка». Послушайте его внимательно.

                                        «Птичья елка»

За несколько дней до Рождества Толя предложил своим младшим сестрам устроить праздничную елку для птиц, которые зимою голодают.  Девочкам понравилось предложение Толи. собравшись вечером в уютной гостиной  дети и родители решили, что завтра они приготовят для «птичьей елки» угощения своими руками: испекут сдобные печенья, сплетут гирлянды из пакетиков с кормом, приготовят кусочки хлеба.

«Днем мы пойдем в лес, искать самую красивую елку» -  сказал папа.

На следующий день мама, папа и ребята встали пораньше. Все трудились не покладая рук, и когда все лакомства были готовы ,семья отправилась в лес.  Дети вырвались вперед и побежали по тропинке. У самой опушке леса ребята встали, как вкопанные, у всех замерло дыхание. Великолепен вид зимнего леса, его красота завораживает. Деревья стоят покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Воздух мягок. День дремлет. В лесу торжественно, светло и тихо. Почти в центре лесной поляны росла маленькая елочка. Ствол и ветви ее опушились блестящим инеем, на котором играли солнечные зайчики,  осыпая все холодным блеском  алмазных огней.

Ребята развесили на ветках угощения для птиц. Елка вышла на славу. Не успели  дети покинуть лес, как к елке начали слетаться первые гости, громко чирикая. Ребята с восторгом смотрели на птиц.

«Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера маму и папу», - сказал Толя.

Воспитатель. Ребята, как называется рассказ?

Дети. «Птичья елка».

Воспитатель.  Почему дети решили устроить елку для птиц?

Дети. Зимою птицам тяжело добывать себе корм, и они часто голодают. Дети решили их угостить лакомствами.

Воспитатель. Как дети готовились украсить елку?

Дети. Они изготовили угощения своими руками, сплели гирлянды из пакетиков с кормом, испекли сдобные печенья, приготовили хлеб.

Воспитатель. Какие выражения с переносным смыслом вы услышали в рассказе?

Дети:

-не покладая рук

-как вкопанные

-замерло дыхание

-день дремлет

-деревья покрыты белыми шапками

-елочка вышла на славу

-воздух мягок

-солнечные зайчики играют

Воспитатель.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали,  и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. (физ. минутка)

Рано утром на опушке                                  потягиваемся

Мы повесили кормушки

Для щеглов и для синиц                     руки поочередно в стороны

И для всех голодных птиц

Вы не клюйте корм с ладошки           грозят пальцем

Зерна, семечки и крошки                     загибают пальцы

Прилетайте на опушку                          взмахи руками

Угощенье ждет в кормушках                показ, руки вперед

Воспитатель. Отдохнули? А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи по-другому». Я произношу фразы, а вы говорите, что они означают, как можно сказать по-другому.

-зарубить на носу                   - запомнить что либо

-надуть губы                            -обидеться

-золотые руки                          - умелые руки

- заячья душа                              - трусливый человек

-задирать нос                             - хвастаться, зазнаваться

-каменное сердце                       - равнодушный человек

-считать ворон                            - быть невнимательным

-железное здоровье                          - человек, который редко болеет

-ложиться с петухами                       - рано ложиться спать

Воспитатель. Молодцы, а теперь я предлагаю вам продолжить игру вместе с нашими гостями. Ребята называют образные выражения, а вы объясните, пожалуйста, как вы их понимаете.

Илья. Медвежья услуга

Полина. Открытое сердце

Алина. Мышиная возня

Анушаван. Глаза горят

Дарья. Колючий характер

Анастасия. Бить баклуши

Вероника. Раскрыть душу. Скользкий человек

Анастасия. Вставлять палки в колеса

Павел. Сесть в калошу

Аркадий. Острый язык

Воспитатель. Сегодня мы с вами  познакомились со словами, выражениями, имеющими переносное  значение. Мы узнали, что это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вы работали сегодня с огоньком и поэтому мы дарим вам эти книги. Знания из этих книг помогут вам стать людьми с золотыми руками, горящими сердцами, светлыми головами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление окончаний в словах речи детей

Консультация для родителей направлена на формирование правильной грамматической речи ребенка вне дошкольного учреждения, дает родителям возможность ознакомиться с основны...

Вежливые слова и их значения

Вежливые слова в детском саду и в жизни,...

Образование и практическое употребление родственных слов

Развитие слухового и зрительного внимания, коррекция слуховой памяти посредством запоминания, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие нравственного потенциала, развитие навы...

Синонимы. Обучаем малышей подбору слов близких по значению.

Время пролетит незаметно. Вот уже ваш малыш собирается в 1 класс школы. Все родители очень волнуются, каковы будут успехи первоклашки, как он будет считать, выводить буквы, грамотно ли будет писать. А...

Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением Цели: Обучать детей правильно употреблять слова, обозначающие пространственны...

Употребление в речи слов с пространственным значением

Задачи:— связная речь: продолжать учить составлять описания пред­метов, игрушек;— словарь и грамматика: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространстве...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...