Употребление в речи слов с пространственным значением
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Задачи:

— связная речь: продолжать учить составлять описания пред­метов, игрушек;

— словарь и грамматика: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближедальше, впереди — сзади);

— звуковая культура речи: учить четко и правильно произно­сить звуки [л]—[л'], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л]—[л'], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление в речи слов с пространственным значением

Задачи:

— связная речь: продолжать учить составлять описания предметов, игрушек;

— словарь и грамматика: учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближедальше, впереди — сзади);

— звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки [л]—[л'], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л]—[л'], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Материал:игрушки, в названиях которых есть звуки [л]—[л']: лошадь, лиса, теленок; картинки с изображениями домашних и диких животных — лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка.

* * * Дети рассматривают игрушки — лошадь, лису, теленка.

Воспитатель. Посмотрите, кто стоит к вам ближе всех.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Кто находится позади лисы?

Дети. Теленок.

Воспитатель. Кто стоит дальше всех?

Дети. Лошадь.

Воспитатель. Лена, где стоит лиса?

Лена. Она стоит впереди всех.

Воспитатель. Лиса ближе к вам или дальше?

Дети. Ближе.

Воспитатель. Саша, где стоит лошадь?

Саша. Лошадь стоит дальше всех.

Воспитатель. Коля, лошадь стоит впереди или сзади?

Коля. Сзади.

Если дети затрудняются самостоятельно использовать предлоги, воспитатель прибегает к приему сопоставления («Ближе или дальше? Впереди или сзади?»), чтобы ребенок выбрал нужное слово.

158

Воспитатель предлагает всем показать зубы и «почистить» их. Показывает движения: растягивает губы, кончиком языка производит быстрые движения сверху вниз от альвеол до кончиков верхних резцов, при этом нижняя челюсть находится в неподвижном состоянии. Далее детям дается задание крепко-крепко прижать кончик языка к верхним зубам. Воспитатель демонстрирует движения («Это язычок упирается в забор и не может выйти наружу, на улицу»).

Воспитатель(рукой имитирует полет игрушечного самолета и одновременно протяжно произносит звук [л]). Лед. Послушайте, как гудит (поет) самолет. А теперь я послушаю, как гудят ваши самолеты.

Несколько детей поочередно воспроизводят звук.

Дети с помощью воспитателя рассматривают предметы, находящиеся в комнате, и определяют, есть ли в их названиях звук [л]. Ребенок произносит слово с выделением звука [л] (л-л-лампа, стол...), а все остальные говорят, есть ли этот звук.

Воспитатель показывает детям игрушку лошадку, просит рассказать, какая она, добивась, чтобы ребенок строил свое высказывание из двух-трех предложений.

Воспитатель читает стихи А. Барто «Лошадка», сопровождая чтение игровыми действиями.

Я люблю свою лошадку, Гладит лошадку.

Причешу ей шерстку гладко, Причесывает.Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Кто-то из детей повторяет стихотворение, воспитатель обращает внимание на выразительность и дикцию.

Проводится физкультминутка.

На столе появляются игрушки: Петрушка, мишка, лиса, волк, самолет; они размешены в ряд, первая — Петрушка.

Воспитатель. Я переставлю игрушки, а вы назовите, какая игрушка стала первой в ряду. А теперь я снова переставлю игрушки, и вы опять скажете, какая теперь игрушка первая.

Дети отвечают.

Воспитатель подзывает к себе четверых детей и предлагает им встать вряд.

Кто стоит первым в ряду?

Дети. Лена.

Воспитатель. А теперь кто стал первым?

Дети. Коля.

Воспитатель. Мы называли первую игрушку в ряду и первого ребенка в ряду. У слова тоже есть начало, первый звук, с которого оно начинается. Послушайте и скажите, с какого звука начинается слово Петрушка: П-п-петрушка.

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать игрушку, назвать ее, выделяя голосом первый звук, произнести этот звук изолированно, а затем описать игрушку.

Какое слово-название начинается со звука [в]? Дети. Волк.

Воспитатель. Какое слово начинается со звука [п]? Дети. Петрушка.

Воспитатель. Какой первый звук в слове лиса?Дети отвечают.

С какого звука начинается слово самолет?Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление окончаний в словах речи детей

Консультация для родителей направлена на формирование правильной грамматической речи ребенка вне дошкольного учреждения, дает родителям возможность ознакомиться с основны...

Методическое пособие по развитию речи "Употребление в речи предлогов"

Данное пособие состоит из набора дидактических игр по развитию речи, способствующих закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов). Игры способствуют развитию связной монологической и...

Употребление метафар и слов с переносным значение

Конспект совместной деятельности с детьми...

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР

Формирование и совершенствование грамматического строя речи через обучение пониманию и употреблению в речи предлогов у детей с ОНР...

Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением Цели: Обучать детей правильно употреблять слова, обозначающие пространственны...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе «Употребление в речи слов с пространственным значением»

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе «Употребление в речи слов с пространственным значением»...