Презентация. Развитие лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме

Логопед в Альметьевске

Презентация состоит из краткой теоретической части, а так же игр и упражнений, способствующих развитию лексико - грамматического строя речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР Подготовила: Учитель – логопед МБДОУ «ЦРР – д /c №2 «Планета детства» Мусина Анастасия Юрьевна Альметьевск, 2015 г.

Слайд 2

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование .

Слайд 3

Словарь - это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный . Активный словарь - это слова, котор ы е говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи . Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении котоҏыҳ человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Слайд 4

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Слайд 5

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу , имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Слайд 6

При ОНР формирование лексико - грамматического строя речи происходит с большими трудностями. I уровень речевого развития характеризуется ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика . II уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством постоянного, хотя всё ещё искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями состоящими из 2–3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежды, мебели, профессий . III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития .

Слайд 7

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей . Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям : накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Слайд 8

Основные принципы формирования словаря у детей с ТНР. Традиционный, накопительный подход предполагает обогащение словаря детей в процессе всей образовательной работы. В рамках этого подхода были определены задачи словарной работы: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексике; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; Методы словарной работы – это методы ознакомления с окружающим миром (наблюдение, рассматривание картин, беседы, дидактические игры ). В коррекционных группах ДОУ обогащение словаря осуществляется путём погружения детей в лексическую тему .

Слайд 9

И гры и упражнения для обогащения словаря

Слайд 10

Игра для обогащения предметного словаря, словаря прилагательных и обобщающих слов. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями фруктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты ». Назвать цвет фруктов по образцу: яблоко красное, ...и т.д. Соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать форму фрукта по образцу: «Апельсин круглый».

Слайд 11

Обогащение словаря прилагательными Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог. Сливовое варенье. и т. д.)

Слайд 13

Познакомить ребенка с многозначными словами и объяснить разницу в значениях этих слов. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения

Слайд 15

В процессе формирования и развития грамматического строя речи у детей, необходимо вести следующую работу : Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА; употреблять имена существительные в форме ед. и мн. числа; употреблять форму мн. числа существительных в родит. падеже (бабочек, матрешек); совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; употреблять сущ . в именит. и родительном падежах (лисята-лисят, зайчата-зайчат);

Слайд 16

употреблять формы повелит. наклонения глаголов (хотеть, бежать, лежать ); Учить согласовывать сущ. с числительными (два яблока, пять яблок); сущ . с прилагат .; знакомить детей с разными способами словообразования слов с помощью приставок и суффиксов.(город-пригород, сахар- сахарница, учить-учитель); продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения (по образцу ). Учить образовывать сравнительную и превосходную степени имен прилагательных ( например,от прилагат . «высокий»: ВЫШЕ, БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ, ВЫСОЧАЙШИЙ, САМЫЙ ВЫСОКИЙ, ВЫШЕ ВСЕХ); учить образовывать однокоренные слова;

Слайд 17

Дидактические игры и упражнения, с пособствующие формированию лексико – грамматического строя речи.

Слайд 18

«Загадки Зайца» Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь. «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор). Зеленая, круглая (капуста)»

Слайд 19

«Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа . Например: яблоко – яблоки, банан – бананы и др.

Слайд 20

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: сарафан – сарафанчик носки – носочки и т.д.

Слайд 21

«Узнай игрушку» Цель: уточнение и активизация словаря. /Рассказ об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми»./

Слайд 22

«Чего не хватает?» Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина, часы, воздушный шарик, флажок.

Слайд 23

«Желтые овощи и фрукты» Цель : учить составлять словосочетания.

Слайд 24

«Где гусеница?» Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Скажи и покажи, где находится гусеница на каждой из этих картинок.

Слайд 25

« Что нарисовано на этой страничке?» Цель: расширить и активизировать словарь. Дети должны рассказать, для чего нужны эти предметы, как ими пользоваться, из чего они сделаны.

Слайд 26

«Спорт» Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся разными видами спорта.

Слайд 27

«Музыканты» Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.

Слайд 28

«Кто чем питается?» Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Предложите ребенку накормить животных и тем самым вспомните, кто, чем питается. Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища.

Слайд 29

«Что лишнее?» Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?»

Слайд 30

«Что лишнее?» Цель: закрепление фруктов и овощей, уточнить их названия, цвет, форму, упражнение на классификация, развитие логического мышления.

Слайд 31

«Сосчитай воробьев» Цель: учить согласованию существительного с числительным. «Сколько здесь воробьев?» Посчитать воробьев, следя за правильностью речи.

Слайд 32

«Столовая» Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь. «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.

Слайд 33

«В гостях у куклы Оли» Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.

Слайд 34

«Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, лягушачьи лапки.

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...

Развитие лексико - грамматического строя речи для детей (4 - 7 лет) презентация. Тема: Дикие животные наших лесов

Данный  материал  помогает  в  работе  логопедов,  волспитателей,  а  также  при  закреплении  лексического  материала  в  домашни...

Презентация Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР...

Презентация "Развитие лексико-грамматического строя речи"

Презентация "Развитие лексико-грамматического строя речи"...

Развитие лексико-грамматического строя речи для детей 5-6 лет презентация "Откуда хлеб пришел?"

Презентация направлена на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет...

Презентация на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР"

Презентация для консультации воспитателей и родителей не тему:"Развитие лексико-грамотического строя речи у детей с ОНР"...