Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
статья по развитию речи на тему

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,

состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения по

развитию диалогических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Остроухова Евгения Владимировна

студентка дошкольного отделения

ГБПОУ «Педагогический колледж №18 Митино» г. Москва,

Е-mail: Larisa.suzdaltseva@yandex.ru

Суздальцева Лариса Владимировна

научный руководитель, преподаватель

теории и методики развития  речи у детей

ГБПОУ «Педагогический колледж №18 Митино» г. Москва

Человеческое общество немыслимо без общения. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначально становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начальных коллективных взаимоотношений детей.

      Коммуникативная компетентность - это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения. Коммуникативная компетентность – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни дошкольника, это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.

Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико: во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во- вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем возможен переход в асоциальные формы поведения. Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Главным являются умения и навыки речевого общения, применяемые к различным ситуациям. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать.

В детском саду решаются следующие задачи формирования коммуникативной компетентности у детей:

•        развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими,

•        развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим,

•        показать детям, что значит взаимное признание и уважение,

•        развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты,

•        вызывать заинтересованность в общей цели,

•        развивать готовность внести свою лепту в общее дело,

•        развивать готовность идти друг другу навстречу,

•        учить проявлять терпение к недостаткам других,

•        развивать умение считаться с интересами других.

Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Во-вторых, место общения. Третий, очень важный компонент речевой ситуации - цель и намерения говорящего. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.

         Здесь отдельно стоит коснуться вопроса формирования  диалогической речи. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

      Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать его, соглашаться либо возражать, доказывать свою точку зрения, высказываться, соблюдая интонацию диалога.

2. Умения речевого этикета: здороваться и прощаться, пользуясь синонимическими формулами (добрый день, всего хорошего), высказывать просьбу, предложение, пожелание, умение правильно пригласить, согласиться, отказаться и т.д.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

          В ходе обучения детей диалогическим умениям можно использовать разнообразные методы. Вот  некоторые из них:

1. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Например,

  • сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Радио», «Гости» и другие. Принимая на себя различные роли, дети вступают в коммуникативное взаимодействие друг с другом, учатся договариваться, добиваться общей цели;
  • словесные дидактические игры: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"», «Бывает - не бывает»;
  • подвижные игры, содержащие диалоги: «Коршун», «Гуси-гуси», «Краски», «Карусель», «Два Мороза» и др;
  • игры-инсценировки и игры-драматизации: «Путаница» (инсценировка по сказке К.Чуковского), «Смешные диалоги», «Чай вприглядку», «Добрая бабушка».

2. Прием словесных поручений. Например: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья игрушек и отчитаться о выполненном поручении.

3. Специально организованные речевые ситуации. Примерные темы ситуаций: два мальчика поссорились – помири их; тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы -  попроси его; ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его; ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним; ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

4. Чтение литературных произведений. «Дудочка и кушинчик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Заколдованная буква» В.Драгунского, «Бременские музыканты» (пересказ А.Введенского, под ред. С.Маршака) братьев Гримм и так далее.

5.Совместная деятельность дошкольников: участие детей в инсценировках сказок, коллективная аппликация, украшение групповой комнаты к празднику, совместное конструирование из строительного материала по заданной теме, участие детей в празднике, сбор игрушек после прогулки и так далее.

6. Коллективные разговоры. Примеры тем бесед с детьми: «Как нужно вести себя во время разговора?»; «Как правильно приветствовать друг друга?»; «Наши четвероногие друзья»; «Обитатели городского парка»; беседы о профессиях, беседы о природных явлениях.

7. Прием комментированного рисования. К примеру, воспитатель сообщает детям, что хочет нарисовать картину о том, как дети сегодня гуляли. Предлагает детям рассказать о каждом из них, побуждает к коммуникативным действиям: «Узнай у Саши, почему…», «Поинтересуйся у Иры, где….», «Задай Тане вопрос, куда…», «Спроси у Сережи…», «Поделись с Петей новостью, расскажи…», «Анечка, теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь поговорить? Спроси у него, в какую игру он играл?». Таким образом, воспитатель побуждает детей вступать в активное общение друг с другом, соблюдая основные принципы ведения диалога.

       Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций.  Использование разнообразных  методов и приемов развития диалогической речи позволяют реализовывать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.

                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М.: Мозаика-синтез,  2005. 215 с.
  2. Арушанова А.Г. Истоки диалога. М.: Просвещение,  2004. 305 с.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогическое общество России, 1999. 246 с.
  4. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. М.:  Школьная пресса,  2009. 185 с.
  5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2005. 423 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности

quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...

Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми

В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подх...

Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"

Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"...

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкаль­ного искусства и его место в системе духовно-куль­турных...