Календарно-тематический план по развитию речи в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для использования воспитателями, работающмими в старших группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_starshaya_gruppa.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СТАРШАЯ ГРУППА.

 

Сроки проведения

Тема занятия

(рекомендуемая)

Задачи

(рекомендуемые)

1

1 неделя сентября

День знаний.

В доступной форме расширить и уточнить представления детей о празднике 1 сентября, о школе.

Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

 Упражнять в образовании существительных множественного числа; умении отгадывать загадки.

Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

2

2 неделя сентября

Я вырасту здоровым.

Активизировать и уточнить представления детей о частях тела человека, их  назначении.

Учить детей беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму.

Учить составлять предложения по предметным картинкам и объединять их в небольшой рассказ.

Упражнять в согласовании существительных с числительными (один, два, много).

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

3

3 неделя сентября

Моя семья.

Активизировать и уточнить представления детей о семье.

Расширять словарный запас по теме, учить употреблению прилагательных «старший», «младший» при составлении предложений по сюжетным картинкам.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (женский, мужской, детский пр.)

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Учить составлять рассказ о своей семье с опорой на предметные картинки.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

4

4 неделя сентября

Мой дом. Квартира.

Познакомить детей с разными типами домов (деревянный, каменный, кирпичный) и частями дома (подъезд, лестница, этаж, крыша, шахта лифта).

Учить образовывать множественное число существительных.

Активизировать и уточнить словарный запас по теме «мебель».

Учить образовывать прилагательные от существительных (деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, железный).

Упражнять в практическом использовании предлогов над, под, за, из-за, из-под, в, из.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

5

1 неделя октября

Мой район.

Расширить знания  детей об округе, в котором они живут, о районе Академический на доступном для них уровне.

Познакомить детей  с  достопримечательностями района, округа, названиями ближайших к детскому саду улиц.

Упражнять детей в умении называть улицу, на которой они живут, номер дома.

Учить отгадыванию загадок по теме «улица».

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

6

2 неделя октября

Осень (приметы осени).

Активизировать и уточнить представления детей об основных признаках осени как времени года.

Познакомить с названиями осенних месяцев.

Упражнять в составлении предложений об осени по предметным и сюжетным картинкам.

Расширять словарный запас по теме «деревья».

Учить образовывать прилагательные от существительных (кленовый, осиновый, липовый, дубовый, еловый, и т.п.).

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

7

3 неделя октября

Осень (овощи и фрукты, дары леса).

Продолжать расширять и уточнять словарный запас детей по теме «осень».

Активизировать и уточнить представления детей об овощах, фруктах, осенних дарах леса, способах сбора урожая (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, и т.п.).

Упражнять в практическом использовании предлогов в, из, на, с, под, из-под.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (вишневый, свекольный, сосновый, и пр.)

Учить составлять  описательный  рассказ об овоще или фрукте.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

8

4 неделя октября

Осень (изменения в жизни животных и птиц).

Расширять и уточнять представления детей о диких (лесных) животных и птицах, познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных и птиц.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий, медвежий, вороний, и т.п.)

Учить составлять описательный рассказ с опорой на картинный план.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

8

1 неделя

 Ноября

День народного единства.

Дать представление на доступном для детей уровне о празднике «День народного единства».

Воспитывать в детях чувство любви к своему городу, стране.

Познакомить с народными пословицами и поговорками о добре, дружбе, взаимовыручке.

Упражнять в заучивании короткого стихотворения.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

9

2 неделя

 Ноября

Осень ( сезонна одежда и обувь).

Активизировать и расширять словарный запас по теме.

Уточнить названия отдельных частей одежды и обуви (воротник, карман, застежка, манжеты, каблук, подошва, голенище, и т.п. ).

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (шерстяной, меховой, кожаный, пуховый, резиновый, и т.п.).

Учить составлению последовательного рассказа по картинному плану «Как я на улицу одеваюсь».

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

10

3 неделя

 Ноября

Игрушки (народная игрушка)

Познакомить детей с разнообразными народными игрушками.

Дать представление о материалах, из которых делают игрушки.

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных.

Упражнять в составлении описательного рассказа об игрушке по составленному совместно с детьми плану.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

11

4 неделя

 Ноября

Игрушки (народные промыслы)

Познакомить детей с разнообразием народных промыслов, расширить словарных запас по теме.

Упражнять в составлении описательного рассказа об игрушке по составленному совместно с детьми плану.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

12

1 неделя декабря

Зима (приметы зимы).

Активизировать и уточнить представления детей об основных признаках зимы как времени года.

Познакомить детей с названиями зимних месяцев.

Обогащать словарный запас детей ( вьюга, буран, стужа, снежный занос, и т.п.)

Упражнять в составлении описательного рассказа о зиме по картинному плану.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

13

2 неделя декабря

Зима (птицы зимой).

Активизировать и уточнить представления детей о зимующих птицах.

Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым, понимание необходимости помогать зимующим птицам.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Учить придумывать о птицах загадки описательного характера по образцу.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

14

3 неделя декабря

Зима( животные зимой).

Активизировать и расширить представления детей о жизни диких животных зимой.

Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Упражнять в составлении пересказа прочитанного рассказа (сказки) по теме.(на выбор педагога)

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

15

4 неделя декабря

Новый год.

Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран.

 Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (прощать обиды, дарить подарки, научить делать пожелания.

Упражнять детей в формулировании поздравлений на различные темы.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

16

1,2 неделя января

Каникулы.

17

3 неделя января

Зимние игры и забавы.

Учить отвечать на вопросы по содержанию картины полным ответом.

Упражнять в  составлении предложений по картине и опорным вопросам.

Содействовать формированию навыков безопасного поведения на горке, катке.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

18

4 неделя января

Домашние животные и птицы.

Активизировать и расширить представления детей о домашних животных и птицах.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Учить правильно называть детенышей и птенцов.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

19

1 неделя февраля

Домашние животные и птицы.

Продолжать расширять представления детей о домашних животных и птицах.

Обогащать словарный запас глаголами по данной теме ( Ржет, мычит, гогочет, кукарекает, лакает, скачет, и т.п.).

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных.

Упражнять в сравнительном описании животного и птицы по картинному плану.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

20

2 неделя февраля

Живая и неживая природа.

Активизировать и расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.

Упражнять в отгадывании загадок описательного характера по теме.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

21

3 неделя февраля

День Защитника Отечества.

Активизировать и уточнить представления детей о российской армии и флоте.

Способствовать воспитанию уважительного отношения к защитникам нашей Родины.

Упражнять в заучивании коротких стихотворений по теме.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

22

4 неделя февраля

Профессии.

Активизировать и уточнить представления детей о профессиях.

Расширять словарный запас по теме.

Упражнять в последовательном рассказе о профессии мамы (папы). (Составляется дома с родителями!)

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

23

1 неделя марта

Международный женский день.

Активизировать и уточнить знания детей о празднике 8 Марта.

Систематизировать знания о женских профессиях.

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Упражнять в заучивании стихотворений по теме с использованием мнемотаблиц.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

24

2 неделя марта

Посуда, продукты питания.

Активизировать, уточнять и расширять представления детей о посуде, её использовании.

Учить называть части посуды.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (стеклянная, глиняная, железная, пластмассовая, и т.п.).

Активизировать и расширять предметный и глагольный словарь по теме «продукты питания».

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

25

3 неделя марта

Перелетные птицы.

Активизировать, уточнять и расширять представления детей о перелетных птицах.

Упражнять в образовании приставочных глаголов.

Учить детей пересказу короткого рассказа по теме.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

26

4 неделя марта

Ранняя весна.

Активизировать и уточнить представления детей о признаках весны как времени года.

Познакомить с  названиями весенних месяцев.

Упражнять в составлении рассказа о ранней весне по серии сюжетных картин.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

27

1 неделя апреля

Весна

Продолжать расширять представления детей о весне как времени года.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Учить составлять рассказ о весне по картинному плану.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

28

2 неделя апреля

День Космонавтики.

Познакомить детей на доступном уровне с историей возникновения праздника.

Расширять и активизировать словарь по теме.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

29

3 неделя апреля

Транспорт.

Активизировать и уточнить представления детей о видах транспорта.

Упражнять в практическом усвоении понятий «водный», «наземный», «воздушный», «подземный», «грузовой», «пассажирский» транспорт.

Учить детей по картинному плану сравнивать грузовик и самолет, находить сходства и различия.

Обогащать словарь названиями профессий людей, управляющих транспортом.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

30

4 неделя апреля

День Победы.

Познакомить детей с историей возникновения праздника.

Познакомить с героическими страницами истории нашей родины; воспитывать чувство патриотизма.

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

31

1 неделя мая

Майские праздники.

32

2 неделя мая.

Транспорт.

Правила дорожного движения.

Закрепить знания правил дорожного движения.

Закрепить знания детей о видах транспорта.

Расширять словарный запас, связанный с правилами дорожного движения, учить подбирать антонимы к словам.

 Уточнить правила поведения в общественном транспорте.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

33

3 неделя мая

Скоро лето!

Активизировать и уточнить представления детей о признаках  лета как времени года.

Познакомить с названиями летних месяцев.

Содействовать формированию навыков безопасного поведения на отдыхе.

Упражнять в заучивании загадок природных явлениях.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

34

4 неделя мая

Насекомые, пресмыкающиеся.

Активизировать и уточнить представления детей о насекомых и пресмыкающихся на доступном уровне.

Расширять предметный и глагольный словарь по теме.

Упражнять в отгадывании описательных загадок по теме.

Развивать при помощи игровых приёмов логическое мышление, память, внимание.

Литература:

  1.  «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176с.
  3. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 235с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в старшей группе

для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...

перспективный план по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)

Предоставляю вашему вниманию перспективное планирование на зимние месяцы по развитию речи в саршей группе....

план по развитию речи в старшей группе

Продолжение плана по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)...

Учебный план по развитию речи в старшей группе .

Учебный план составлен по методическому пособию В.В. Гербовой " Развитие речи в детском саду"....

Перспективный план по развитию речи в старшей группе

План разработан в соответствии с ФГОС ДОи авторской Программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой...

Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе

Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию (ФЭМП)...