Создание индивидуальной образовательной траектории воспитанника
методическая разработка по развитию речи на тему

Cтепанова Ольга Владимировна

В данной методической разработке представлен вариант составления индивидуальной образовательной траектории речевого развития одного воспитанника по определенному алгоритму. Материал будет полезен в практической деятельсти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_iom.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ»

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

Проблемные

зоны развития

Достижения

и успехи

Данные дополни-тельного диагности-

ческого уточнения

Итоговые

данные

ЗПР,

ТНР

Низкий уровень

речевого развития.

Редко проявляет инициативу в общении со сверстникам;

словарный запас ограничен;

затрудняется в аргументировании своих суждений;

использует в речи простые предложения,

не умеет логически правильно выстроить рассказ или пересказ;

речь нечеткая, интонационно маловыразительная.

1. стесняется активно вступать в диалог со сверстниками;

2. не использует в речи сложных предложений;

3. Испытает трудности в точном определении и назывании признака предмет;

4. Пропускает структурные компоненты, не воспроизводит логику  при составлении рассказов, пересказе литературного текста с опорой на модели – схемы;

5. Редко использует в речи интонационные средства выразительности;

6.  с трудом выделяет в слове отдельные звуки, определяет их количество и последовательность при помощи взрослого.

1. в разговорах с детьми стала более общительна, иногда вступает в диалог;

2. знает и по мере возможности использует речевые этикетные формы общения;

3. умеет слушать и понимает речь взрослого;

3. грамматически правильно образует новые слова разными способами при помощи взрослого;

4. Проявляет избирательное отношение к книжкам с яркими иллюстрациями, нравится слушать истории о принцессах и сказки;

5. Интуитивно различает жанры литературных произведений;

6. Старательно выполняет задания графических диктантов;

7. Очень нравиться раскрашивать раскраски, работать с обводками.

ВЫВОД:

Создание мотивации успеха через поощрение и одобрение ситуаций вступления в диалог со сверстниками;

индивидуальная организация ситуации общения для снятия застенчивости при вступлении в диалог;

организация индивидуального сопровождения при использовании игр по ЗКР, обогащению словаря и грамматике;

организация специальных ситуативных бесед по картинкам, иллюстрациям из любимых книг для развития грамматических форм (предложений, рассказов), побуждение отвечать распространенными предложениями;

привлечение к творческой речевой деятельности посредством включения в игры- драматизации по знакомым сюжетам;

 индивидуальное консультирование родителей, по вопросам речевого развития;

продолжать индивидуальные занятия с логопедом и психологом.

  1. Индивидуальная образовательная траектория.

Дарина -  6 лет 1 мес.

Задачи работы специалиста

Содержание работы специалиста

Условия сопровождения ребенка в деятельности

Коррекция ИОТ и итоги реализации

1.Развивать умение свободно вступать

в диалог со сверстниками.

* коммуникативные игры с использованием текста и ситуации выбора «Каравай», «Я иду и друзей себе найду», «Выходи в кружок, потанцуй со мной дружок», «Скажи добрые слова для подруги»;

* игра - ситуации «Я люблю играть с Дариной, потому что … предложить детям по очереди закончить предложение»;

* ситуации беседы с куклой « Давай поиграем вместе», « «Расскажи мне о своих любимых игрушках»;

* поощрение и одобрение ситуаций вступления в диалог со сверстниками;

* создание мотивации успеха: показать сверстникам лучшие стороны;

*индивидуальная организация ситуации общения с игровым персонажем «Принцесса» для снятия застенчивости при вступлении в диалог;

2.Развивать умение понятно и связно излагать свои мысли

 агрументировать свой выбор

* индивидуальные беседы с педагогом (по тематике в данный период);

* организация игр и упражнений по типу

«Размытое письмо», «Дополни предложение»;

* игры - лото по типу « Смысловые пары». «Лишнее слово», «Четвертый лишний», «Найди лишнюю картинку», «Какое слово лишнее»;

* упражнения по типу «Чего на свете не бывает», «Кто заметил небылицу, докажи» с использованием наглядных картинок

* упражнение в отгадывании загадок

* использование метода стимулирования речевой деятельности;

* ситуация поддержки в речевой деятельности;

* включение в коллективное обсуждение

3. Развивать умение точно определять и называть признаки предмета

*умение выполнять обследовательские действия

*обобщать предметы

*игровая ситуация выбора и  описания предметов «Переезжаем на новую квартиру», «Собираемся на прогулку», «Подбери и опиши нужные предметы для…», «Упакуй…вещи, одежду, посуду, игрушки, расскажи, какие они»;

* игровые упражнении с мячом в кругу по типу «Какой ..(название предмета)»;

*

* игры - лото со словами антонимами «Подбери и скажи (темный- …,);

* игры - лото со словами синонимами «Подбери и скажи по-другому »

*игра «Чудесный мешочек» (сначала назови свойство предмета - форму, размер, какой на ощупь, затем покажи всем);

* игры – упражнения по типу «Назови три предмета…посуды, мебели…», «Объедини в группы»

* использование метода стимулирования речевой деятельности;

* ситуация поддержки в речевой деятельности;

* включение в коллективное обсуждение

4.Развивать умение самостоятельно

составлять описательные рассказы, используя распространенные предложения,

воспроизводить логику при составлении сюжетного рассказа по серии картинок

5. Привлечение к творческому речевому фантазированию,

придумыванию событий и диалогов персонажам

* игры с описанием предметов по типу «Опиши, мы отгадаем», «Загадай загадку» с опорой на наглядный  образ

*упражнение в умении составлять сюжетный рассказ, опираясь на схему –модель по типу «Воссоздай события», «Что сначала, что потом»;

* продуктивная деятельность «Нарисуй и опиши»;

* игра – упражнение «Волшебный сундучок» (достать любую картинку и описать ее)

* игры-упражнения по типу  «Потерялась рифма», « Доскажи словечко»

* упражнения в составлении простых загадок на наглядном образе (предметы расставлены) « Угадай, кого загадала…»;

*организация игр - драматизациц по знакомым сюжетам рус. нар. сказок

*использование метода стимулирования речевой деятельности;

* создание ситуации поддержки инициативы в речевой деятельности;

*индивидуальное сопровождение в игра и упражнениях;

* коррекция развивающей среды: подбор разнообразия вариантов предметных и сюжетных картинок;

 

*использование метода стимулирования речевой деятельности;

* создание ситуации поддержки инициативы в речевой деятельности;

*индивидуальное сопровождение

 

6. Развитие интонационной выразительности в речи (силы голоса, тембра, ритма)

* задания в проговаривании знакомых песенок – потешек с различной интонацией;

* игровое упражнение – «Скок- скок, подай голосок»;

* ситуации обыгрывание в игре- драматизации диалогов от лица героев в разными характерами

* использование метода стимулирования речевой деятельности;

* создание ситуации поддержки инициативы в речевой деятельности;

*индивидуальное сопровождение и помощь при ведении диалога

7. Развивать умение устанавливать связи в содержании литературного произведения

* беседы по содержании знакомых текстов рус.нар. сказок;

* продуктивная деятельность « Придумай модели схемы к знакомому сказочному сюжету»;

* игровые упражнения «Расскажи сказку с помощью моделей»

* использование метода стимулирования речевой деятельности;

* создание ситуации поддержки инициативы в речевой деятельности;

*индивидуальное сопровождение

8. Развивать умение интонационно выделять в слове отдельные звуки

определять их количество и последовательность

*  игровые упражнения по типу «Проговори и назови первый звук, последний звук….», «Подбери картинки, где первый звук М…»;

*  игровое задание «Рассели звуки в домики»

* игровые упражнения по типу « Поймай звук», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»;

* игровые задания на печатной основе по типу  «Замкни цепочку», «Собери бусы» (вставить и написать слова, подходящие по кол-ву клеточек)

*использование метода стимулирования речевой деятельности;

* создание ситуации поддержки инициативы в речевой деятельности;

*индивидуальное сопровождение

* коррекция развивающей среды: подбор разнообразия вариантов заданий на ЗАС

9.Развивать мелкую моторику кисти

точность зрительно-моторной координации

* продуктивная деятельность: лепка, рисование и раскрашивание;

* задания – упражнения в штриховке и обводке;

* игры с мелким предметами в «бассейне» с горохом, из пробок – вылавливание  и отгадывание на ощупь «Найди и назови»;

* игры-задания в нанизывании бус различных по форме, размеру, фактуре;

* игры с пересыпанием, насыпанием круп, песка мерной ложкой в емкость;

 * задания на вырезание по контуру ножницами предметов, объектов различной конфигурации

*использование метода стимулирования речевой деятельности во время выполнения заданий, проговаривание действий;

* создание ситуации поддержки инициативы в художественно продуктивной деятельности;

*индивидуальное сопровождение

* коррекция развивающей среды: подбор разнообразия вариантов штриховок и обводок по темам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные образовательные траектории развития детей раннего – среднего возраста» В образовательном процессе»

 Образование в Росиии претерпело много  существенных изсменений.Это  обосновано   условиями  и  социальной политикой  государства,...

Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка

На ряду с использованием материала по диагностике освоения  воспитанниками  содержания Программы дома ребенка,  для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

Статья по теме ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИ...

Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...

Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.

Портфолио дошкольника  - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...

Формирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов посредством создания профессиональных сайтов

Формирование индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов посредством создания профессиональных сайтов...