Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе

 сюжетно-ролевой игры.

У дошкольников с ОНР при поступлении в детский сад отсутствует интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку. Наблюдается также неадекватное использование игрушек. Спонтанная игра у них не получается.

Без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевой игре невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познавать окружающий мир, корригировать недостатки, готовиться к обучению в школе.

В ходе сюжетно-ролевой игры в младшей группе игра осуществляется в основном по подражанию, в процессе орудийных действий (ребенок наливает чай, моет посуду, раздевает и одевает куклу, стирает белье), у детей развивается наглядно-действенное мышление. В игре ребенок также учится замещать один предмет другим: он дает заместителю новое игровое название и действует в соответствии с названием (сегодня в игре в «дочки-матери» кукла - это ребенок, дочка, а завтра; в игре в больницу кукла больная, которой надо оказать помощь). Предмет-заместитель становится опорой для мышления, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами у дошкольников сокращаются, ребенок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане, т.е. развивается наглядно-образное мышление.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, т.е. способности анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс обучения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой, как хорошо исполняющий свою роль. В ролевой игре возникают предпосылки к способности соотносить свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

Это и есть первые предпосылки к формированию коммуникативных умений. Игра имеет огромное значение в развитии всех функций речи. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится общаться. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое

другое, поэтому объяснительный тип связной речи имеет существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений детей и для их умственного развития. Поэтому дети в сюжетно-ролевой игре  (тема: «Магазин  «Одежда») получают задание объясни, что делают в магазине продавец, покупатель, кто покупает, а кто продает.

При подготовке к игре, на первом этапе, дети учатся ее планировать, т.е. в речи появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практические действия. Учитель-логопед и воспитатель учат выражать образную мысль, определяющую практическое поведение детей.

Таким образом, развивается мышление. Ребенок мыслит в речевой форме. Этому моменту уделяется особое внимание в младшем возрасте. Например, в игре в парикмахерскую дети под руководством воспитателя обсуждают, что необходимо для организации игры, зачем нужны стол и зеркало, кресло, халат, какие нужны инструменты мастеру-парикмахеру, как входит посетитель, как и что он говорит и т.д. Большое значение придается самостоятельным высказываниям детей, основанным на их жизненном опыте.

Немного остановимся на методике обучения сюжетно-ролевой

игре.

При обучении сюжетно-ролевой игре необходимо использовать следующие методические инструкции:

  1. Показ игровых действий.
  2. Совместное выполнение игровых действий (т.е. по подражанию или сопряженно).
  3. Отражённое выполнение действий (т.е. по образцу).
  4. Выполнение заданий по словесной инструкции.

Необходимо строго соблюдать последовательное! о этих методических инструкций, не перескакивать с этапа на этап.

В младшем возрасте дети не могут играть самостоятельно, необходимо целенаправленно обучать детей игре, последовательно усложняя ее ход. При таком подходе корректируются различные нарушения ребенка с ОНР.

В младшем возрасте ставятся следующие задачи:

  1. Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.
  2. Обучение пользованию игрушкой в соответствии с ее функциональным значением.
  3. Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.
  1. Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочка из 2 действий: сначала стираем, а потом развешиваем сушить и т.д.).
  2. Воспитание бережного отношения к игрушке.
  3. Обозначение словом, предложением предметов и действий.

В старшем возрасте требования усложняются. К этому времени дети должны:

  1. Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры, а также планировать ее.
  2. Самостоятельно распределить роли.
  3. Отразить в игре роль труда взрослого человека, передать отношения между людьми.
  4. Научиться действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители.
  5. Отражать в игре знания, полученные на других занятиях.

Из опыта работы видно, что в младшей группе особое внимание необходимо уделять выработке у ребенка эмоционального отношения к игрушке. На этом этапе показываю, как надо играть с различными игрушками. Игры часто провожу на ковре, начиная с куклы, так как кукла - подобие человека. Сначала я обучаю детей ее кормить, лотом одевать и раздевать. Соединение этих трех действий дает мне возможность перейти к элементам сюжета в игре. Следующий игровой элемент - укладывание куклы спать, поэтому добавляю приготовление постели. Обычно дети выносят игровые действия, которым они научились, в свою свободную игровую деятельность. Я подсказываю детям сюжет, слежу за правильностью выполнения игровых действий. После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре.

Много времени отвожу игре с машиной. Я показываю, как надо с ней играть, разворачиваю элементарную сюжетную цепь: на машину грузим кубики, разгружаем, катаем в ней различные игрушки. Такая игра служит подготовкой к строительным играм, которые тоже являются сюжетными - дети в них конкретизируют те впечатления, которые вынесли из знакомства с окружающим миром, используй! знания, полученные на занятиях по конструированию. Без специального обучения строительная игра не возможна - в противном случае она будет сведена к нагромождению кубиков и разрушению постройки. Значение этой игры еще и в том, что она служит основой для совместных игр в коллективе группы. Строительная игра состоит из 2 этапов: создания постройки и ее обыгрывания, включения ее в сюжет.

В младшем возрасте объединяю в логическую игровую цепочку те навыки и знания, которыми дети овладели и стараюсь, чтобы она не прерывалась.

           В старшем возрасте провожу работу, нацеленную на разнообразие

игровых умений и навыков. Рекомендую в одних и тех же случаях использовать различные игрушки, что в однотипных ситуациях поможет перенести обретенные навыки на другие, однотипные ситуации. А это необходимо детям с ОНР. Одной из задач на последних годах обучения является обучение элементарным ролевым играм, в которых ребенок берет на себя роль одного из окружающих его взрослых.

Мой опыт работы показывает, что для проведения сюжетно-ролевых игр с детьми в детском саду соблюдаются определенные условия. В нашей группе имеются специфические «игровые зоны». Есть уголок для игр по развитию мелкой моторики (различные мелкие игрушки, башни, вкладки, резиновые и пластмассовые игрушки); «игровая зона» для строительных игр, для игрушек-двигателей и т.д. Центральная «игровая зона» - кукольная квартира для проведения бытовых игр. Мебель в ней большая, чтобы ребенок мог сесть на стул, расставить на столе посуду для всех играющих. Таким образом, обстановка напоминает домашнюю. В кукольной квартире используем только предметы, требующиеся для игры, не перенасыщая ее отвлекающими внимание детей яркими вещами. В старшем возрасте игровые зоны пополняем другими играми: «Библиотека», «Школа», «Зоопарк» и пр.

В процессе сюжетно-ролевых игр знакомлю детей с окружающей жизнью: смотрим соответствующие телепередачи, рассматриваем художественную литературу, ходим на экскурсии. Поэтому  при планировании игр я соблюдаю определенную последовательность: вначале на занятиях по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром дается первоначальное представление об определенной теме (например, «Магазин»),  организую экскурсию в ближайший магазин, предлагаю родителям в выходной день посетить с ребенком магазин, а затем провожу ряд сюжетно-ролевых игр по этой теме («В магазине», «Магазин "Одежда"», «Магазин "Овощи"», «Универмаг» и т.д.).

Но во время игр часто оказывается недостаточно полученных впечатлений. Тогда я, участвуя в игре, увлекаю детей, но ни в коем случае не руковожу игрой. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. Например, я встаю с другими детьми в очередь в «магазин», вежливо разговариваю с «продавцом» при полном внимании всех детей (обучаю умению общаться). Пример: «Дайте, пожалуйста, морковку». А также дети с удивительной охотой начинают «лечить» «заболевшего» воспитателя в своей «больнице», причесывать его в «парикмахерской». А диалог, который происходит между мной и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится уговаривать слушать, что я говорю, и стараться повторять за иной. Все и так загипнотизированы моей необычной ролью. Я играю с ними на равных! Дети в такой игре расковываются, становятся активнее, смелее, изобретательнее!

Включаясь в игру, я, как воспитатель, должна помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны мои вопросы во время различных ролевых игр. (Примерные вопросы «доктору»: «Доктор, почему вы бинтуете мне руку?», «Доктор, для чего вы мне мажете ногу?»; «парикмахеру»: «Почему же вы  не накинули мне покрывало?» и т.д.)

Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращается воспитатель, заставляют ребенка думать, отвечать, а всех остальных - подражать беседующим во время игры. Мы видим, что в игре формируются естественные коммуникативные умения.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре ненавязчиво воспитывается поведение детей с ОНР и корригируется их речевая функция. Исправляется речевое нарушение само по себе и воспитывается коммуникативная деятельность в структуре игры.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Тема: «Экскурсия в зоопарк».

Цель:

  • Закрепить знания детей о животных — обитателях зоопарка: чем они питаются, кто о них заботится.
  •  Воспитывать навыки коллективного поведения; устанавливать этические нормы; расширять и обогащать словарь, развивать все функции речи.

Предварительная работа: Разучивание стихов, песен о животных, разгадывание загадок, рассматривание игрушек и картинок с животными, занятия «Дикие животные», экскурсия в зоопарк.

           Ход игры.

Воспитатель: На свете много разных зверей и птиц. Когда мы были с вами в зоопарке, то многих из них видели. Каких животных мы видели

в зоопарке?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. Хотите сейчас поехать в зоопарк? Хорошо. Глеб будет у нас водителем автобуса, повезет нас в зоопарк.

Глеб-водитель: Внимание, внимание! Автобус отправляется в зоопарк. Пассажиры, займите, пожалуйста, свои места.

Поехали. В автобусе.

Даша: Можно купить жителям зоопарка угощения. Надо подумать какие продукты нам необходимо купить.

Ответы детей: - Мы купим капусту и морковь для зайца.

  • Орехи и шишки для белки.
  • Медведь любит мед.
  • Обезьянке нравятся бананы.
  • Волку, лисе и тигру мы купим молока.

 Даша: Для этого нам надо заехать в магазин.

Данил: Мы потеряем много времени в магазине и можем опоздать в зоопарк.

Даша: А сейчас я позвоню в магазин и сделаю заказ на нужные продукты. (Звонит по телефону). Здравствуйте, мы едем в зоопарк и нам нужны продукты для зверей.

Юля: Какие именно продукты вам нужны?

          Даша: Нам нужны: капуста, морковь, бананы, орехи, мед и молоко.

           Юля: Хорошо, заезжайте, пожалуйста, я соберу продукты в корзину.

Даша: Спасибо.

Глеб: Остановка «Магазин».

          Даша: Мы с Данилом сейчас заберем продукты в магазине и поедем в зоопарк, подождите нас. (Заходят в магазин).

          Даша и Данил: Здравствуйте.

          Юля: Здравствуйте.

         Даша: Вы собрали нам необходимые продукты для зоопарка?

          Юля: Да, вот возьмите вашу корзину.

          Даша: Спасибо. Вот вам деньги за продукты. (Корзину с продуктами берет Данил).

Даша обращается к Юле: А вы хотите поехать с нами в зоопарк.

Юля: Да, хочу.

         Даша: Тогда проходите, пожалуйста, в автобус.

          Глеб: Внимание, внимание! Автобус отправляется, следующая остановка «Зоопарк». Едем.

Глеб: Остановка «Зоопарк». Дети выходят из автобуса.

Алеся: Нам надо купить билеты в зоопарк. (Считает детей, подходит к кассе). Здравствуйте, дайте, пожалуйста, нам двенадцать

билетов.

Мадина: Возьмите, пожалуйста, и проходите в зоопарк.

Алеся: Спасибо.

Таня-билетер: (Берет билеты). Здравствуйте, проходите, пожалуйста, в наш зоопарк. (Присоединяется к детям).

Детей встречает экскурсовод. Экскурсоводов будет несколько. О каждом животном (заяц, волк, лиса, тигр, горилла, белка, медведь) будет рассказывать новый экскурсовод.

Вася: Здравствуйте, я ваш экскурсовод. Меня зовут Василий. Я покажу вам наших жителей зоопарка. Посмотрите, ребята, кто это в клетке?

Ответ: Заяц.

Вася: А вы знаете, почему заяц зимой белый? Ответы детей:

Вася: Правильно! А сейчас я вам расскажу про зайца.

Живут зайцы в лесу. Зимой шубка у зайца теплая-теплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом, тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасает, и от охотников, и от лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следит: нет ли врага поблизости. И уши навострил во сне: не подкрадывается ли кто. А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев и молодыми веточками кустарников. А летом у зайца много пищи. Любит зайка морковку, капусту и травку. Боится заяц многих: лис, сов, волков и людей. Они все охотятся за зайцами. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные быстрые ноги.

Ребята, вам все понятно? У вас есть вопросы?

Даша: Можно оставить угощение зайцу? (Оставляет морковь и капусту).

Все остальные экскурсоводы рассказывают о жителях зоопарка по схеме рассказа Васи.

Лиза: Почему в этой клетке никого нет?

Вася: В этой клетке будет жить бурундук. Но он едет к нам из далекой Сибири. Дети, кто может рассказать про бурундука?

Давид: Я. Это зверек, который похож на белку. Бурундук живет в Сибири в хвойных лесах. Он готовится в зиме: делает дупло в дереве, запасает орешки, шишки, грибы. Почти всю зиму бурундук живет в дупле, но иногда зимой выходит погулять, попрыгать по лесу. Шубка у бурундука рыжая с темными коричневыми полосками на спине. Хвост пушистый и, как у белки, выполняет роль руля во время прыжков с ветки на ветку. (Оставляем орехи и шишки).

Вася: Все правильно рассказал нам Давид. Когда приедет к нам бурундук, приходите еще к нам в гости. До свиданья.

Глеб: Внимание, внимание! Автобус отправляется в детский сад. Займите, пожалуйста, свои места.

Приехали в детский сад. Сели на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали в зоопарке, вам понравилось?

Ответы детей:

Воспитатель: В зоопарке много животных, но каждому один из них понравился больше других обитателей зоопарка. Давайте каждый из вас своими движениями и голосом покажет этого животного.

Дети показывают животных: бегают, прыгают, рычат и т.д.

Воспитатель: Вот сколько разных животных появилось у нас в детском саду — настоящий зоопарк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Итоговая работа по курсовой подготовке...

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».

Аннотация:Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективност...

Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях"

Пояснительная записка. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образов...

Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников

Игры направленные на  формирования коммуникативных умений у дошкольников...

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у дошкольников...

ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования коммуникативных умений старших дошкольников"

ПАМЯТКА "Результативный компонент модели формирования  коммуникативных умений старших дошкольников"...