Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи на тему

Лысенко Татьяна Алексеевна

Артикуляционная гимнастика  – наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей.  Артикуляционные упражнения формируют движения и позы, которые необходимы для освоения  звука и последующего закрепления его в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artik.g-ka.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда

Артикуляционная гимнастика

Подготовила:

воспитатель Т.А.Лысенко

г.Зерноград

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны

.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй-
    Ровный, белый, некосой.

     
Губки широко открой,
   Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3. «Лопатка».

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

4. «Желобок».
 
Я послушный язычок        
   
Превращаю в желобок.        
  Узкий, узкий желобок.            
  По нему ручей течет.
 
Язык лежит на нижней губе, кончик  -узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5. «Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6. «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик триб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая  -«лежит» на кулаке («шляпка»).

7. «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.        

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка».

Я иголку острую

Для шитья готовлю.        

Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

КОМПОНЕНТОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И МОТОРНОГО ПРАКСИСА

1. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели        
    Вкусное варенье,              

А теперь по кругу              
    Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем елевую.

2. «Качели».        

Эх, раз! Еще раз!                      
    Мы качаемся сейчас.                  

     Вверх, вниз мы летим,                    
    Тормозить мы не хотим.
   
Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки ,ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

3. «Гармошка».

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4. «Лошадка».
 
Скачем, скачем на лошадке.
  Очень цокать нам приятно.        

   
Ритм копыта отбивают,                  
  Язычок им помогает.
 
Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

5. «Непослушный язычок»

Провинился язычок,

    Ничего сказать не смог.

    Мы его похлопаем,

    Губками пошлепаем. Широкий язык «лежит» на нижней  губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.        

6. «Барабан».               

В барабан мы бьем        

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7. «Чищу зубы».

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда      

Были белые они.

Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.

8. «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции

/. «Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы кушам,        

Улыбнемся малышам.        

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы, то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; «трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2.«Заборчик  -улыбка-трубочка».

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - «улыбка-трубочка». «Заборчик» - правая рука лежит на левой

3. «Часики - качели».

Вправо, влево язычок,        

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка».

Крепче «чашечку» держи!

Язычок не урони!

А руками помоги,        

Чай все время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка»; ладони в форме «чашечек» попеременно подносятся корту.

5. «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,      

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6. «Горка»

Язычок мы горочкой
    Строим потихонечку.        

Ну, а руку не держи,        

Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки»упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.

7. «Грибок»

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!        

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...