"Методика речевого развития"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Петрова Татьяна Александровна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_metodika_rechevogo_razvitiya.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методика речевого развития

В современной методике речевого развития детей дошкольного возраста главное это формирование правильной устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Основные задачи речевого развития дошкольников включают:

1. Развитие словаря.

Слова обозначающие предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают необходимые слова для их жизнедеятельности и общения с окружающими, наглядно (картинки: профессии, животные, растения, времена года и т.д.; предметы: демонстрационный материал, игрушки, и др.).

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их применение в ситуации, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. В образовательной деятельности по всем образовательным областям, в режимных моментах, в игровой, трудовой и других видах деятельности.

2. Звуковая культура речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

3.  Формирование грамматического строя речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Коммуникативные речевые умения не формируются без влияния взрослых. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

В подготовительной к школе группе речь становится для детей предметом изучения. Дети знакомятся с буквами и звуками.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Интернет – ресурс: Педагогическая библиотека – Режим доступа - [http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-1.shtml].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по методике речевого развития

В данной работе представлены дидактические игры по связной речи для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация «Обзор методик речевого развития в ДОУ»

Основоположники, этапы и ключевые понятия методики развития речи дошкольников в нашей стране....

Диагностическая методика речевого развития детей с ОНР

Диагностическая методика  речевого развития детей с ОНР....

Деловая игра «Умники и умницы» по теме «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Презентация к деловой игре для педагогов   «Умники и умницы»по теме «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»...

«Консультация на тему Вопросы методики речевого развития дошкольников"

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а ...

Деловая игра «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Материал для педагогического совета по речевому развитию....

Консультация для педагогов «Эффективные методики речевого развития дошкольников»

Консультация для педагогов «Эффективные методики речевого развития дошкольников»...