Занятие развитие речи по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Семенкова Маргарита Владимировна

Цель: - развивать познавательную и речевую активность детей, умение решать проблемные задачи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, а ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

Мы друг другу улыбнемся

Ход занятия

Воспитатель: У меня в руках шкатулка, хотите узнать, что внутри? Здесь карточки с загадками. Давайте их отгадаем?

Если дождик, мы не тужим — 
Бойко шлёпаем по лужам. 
Станет солнышко сиять — 
Нам на полочке стоять.         Сапожки

Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром  — в садик
Вечером — домой.                Валенки

На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без — нас ни шагу,
Когда придешь домой.         Тапочки

Пустая — стоит, 
Полная — ходит

Всюду, всюду мы вдвоем 
Неразлучные идем. 
Мы гуляем по лугам, 
По зеленым берегам; 
Вниз по лестнице сбегаем, 
Вдоль по улице шагаем.       Ботинок

Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке
                                               Туфли

Воспитатель показывает карточки с изображением сапог, ботинок, валенки туфель,  тапочек

Воспитатель: А как назвать одним словом?

Д.; Обувь

Воспитатель: А в старые времена носили другую обувь.

У любого не спроси, что носили на Руси,

Из коры плели калошки, обували их на ножки.

 Воспитатель: Что это?  (показ       лаптей)                          

Правильно, это лапти, плетёная обувь.  Давным, давно,тогда, когда не было даже ваших бабушек и дедушек,  сапоги и туфли стоили очень дорого. Не все люди могли их купить, а только богатые. А бедные люди, у которых не было денег, ходили в лаптях.  Придумали они сдирать кору с дерева, с липы, с березы, потом резать ее на тонкие полоски, а полоски сплетать в лапти. Чтобы такая обувь не сваливалась с ног, к ней приделывали  завязки, и обматывали их вокруг ноги.  В деревне  лапти носили все взрослые мужчины и женщины и конечно  дети, и плести их умели почти все, даже ребятишки. Лапти быстро снашивались, плести их нужно было много,  и поэтому, кто не ленился, тот ходил всегда в новых лаптях. Вот какую необычную обувь носили когда – то.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, а как можно назвать лапти ласково?

Д.: лапоточки, лапотки, лапти, лапташки, лапотушки.

Воспитатель: А чтобы наши лапти не скучали, а вместе с нами поплясали,  давайте сыграем в игру «Передай, лапоть».

Игра «Передай, лапоть»

Звучит русская народная музыка

Входит  «Бабушка сказочница»

Здравствуйте детки дорогие, я Бабушка сказочница. Зовут меня так, потому что сказок знаю много и люблю их деткам сказывать. Вот услышала я, что вы про лапти говорите,  и решила   русскую народную сказку, про Пузырь,  Соломинку и Лапоть вам рассказать. Вот послушайте.

Рассказ сказки

Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Бабушка сказочница:  

- Вы внимательно слушали сказку? Понравилась вам она?

 (Понравилась). 

- Давайте вспомним, кто пошел  дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть). 

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес). 

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка). 

- Что сказал Лапоть Пузырю?  (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»). 

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился). 

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил). 

- Правильно, Пузырь струсил. 

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег). 

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась). 

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег). 

- Конечно, она смелая. 

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть). 

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась). 

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась). 

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду). 

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться). 

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул). 

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям).

Воспитатель: Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и вместе с Бабушкой сказочницей  поиграть в игру «Пузырь».

Физминутка

Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь. 

                (Дети,  взявшись за руки  стоят на месте и  произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся! 

(Дети пятятся назад проговаривая)

С-С-С-С-С

 (Дети, стоя на месте,  произносят слова.)

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой

(Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш 

Воспитатель: Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

Игра «Подбери словечко»

Воспитатель:  Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

(Воспитатель, произнося фразу, показывает на  героя сказки). 

Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая) 

Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый) 

Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый) 

Лапоть сплели, а Пузырь…(надули) 

Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

Бабушка сказочница:  Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

Очень уж грустно она закончилась. 

Воспитатель: Ребята, а давайте новых героев сказки сделаем, и пузырь оживим – глаза и рот ему наклеим и соломинку починим, и лапоть из речки выловим.

Продуктивная деятельность (аппликация)

Бабушка сказочница:   Молодцы ребята, хорошо поработали, сказочные герои живы и невредимы. А мне пора возвращаться. На прощанье я вам хочу подарить книгу Русских Народных Сказок. Читайте и ума набирайте. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Дети благодарят. Бабушка сказочница уходит.

Рефлексия

Понравилось занятие?

Что нового узнали?

Что понравилось делать?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...

Конспект комплексного занятия по развитию речи по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» с детьми 4-5 лет

совершенствовать мелкую, общую, артикуляционную моторику; вводить в активный словарь де­тей антонимы (тонкий — толстый, высокий — низкий, тяжелый — легкий, смелый — труслив...

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ "ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ"

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть».Почему сказка называется народной? А какие еще сказки вы знаете?(ответы детей)-Устраивайтесь поудобнее, сказ...

Конспект НОД развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»

Развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»...

Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"

Конспект занятия по "Развитию речи"  в средней группе  Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"...