«Использование инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

 Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ, расширяет кругозор и словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz-_doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам доклад на тему: «Использование инновационных методов ТРИЗ  в развитии связной речи детей»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

На мой взгляд,  одной из эффективных педагогических технологий для развития связной речи у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя –  Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ -  это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем,  представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»- так считал Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель своей работы считаю: развитие связной речи детей, пополнять и активизировать словарь дошкольников,  а так же, умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира.

Еще одним положительным качеством данных технологий – использование их во всех образовательных областях. 

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Я никогда не даю детям готовые знания, не раскрываю перед ними истину, а учу находить ее самим.

В своей работе с детьми, я выделила несколько этапов:

1. Задания даю не как форму, а как поиск истины и сути.

Пример: МЯЧ – как можно использовать предмет?

 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что – то в нем хорошо, а что – то плохо.

Пример: Зима – хорошо или плохо?

 3.  Разрешение противоречий.

4. Изобретательство. Учу детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего – то нового.

5.  Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. 

Основные функции ТРИЗ

- Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

- Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

-  Развитие качеств творческой личности.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе, я использую такие методы, как:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Пример в раздевалке. Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пример (фея, шар, костер – музыка) 

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Противоречие, игрушка будущего.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в развитии связной речи. Конспект коррекционно - образовательной деятельности. обобщающее, комплексное занятие по теме: ТРАНСПОРТ

Интеграция образовательных областей: "Познание", ""Социализация", "Коммуникация".Цель: Закрепить словарь по теме ТРАНСПОРТ            Развивать умения отвечать полным отв...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Использование инновационных технологий в развитии связной речи

Материал для педагогов ДОУ.   Информация о современных программах, приложениях, интерактивных материалах, используемых на занятиях при развитии речи....

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...