Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации «Новогоднее приключение» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дорман Оксана Петровна

Цели. Обобщение и систематизация знаний. Развитие фонетической стороны речи. Формирование лексико – грамматических компонентов речи.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания детей о зиме , ее приметах, о лесных обитателях,  изменениях в животном мире.

2.Расширять  активный словарный запас речи детей, через участие в словарно – речевых играх. Продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения,  используя мнемо -  таблицы.

3. Развивать умение детей рассказывать стихотворения  на родных языках  - русском, татарском, украинском. Развивать  координацию речи с движениями.

4.Воспитывать новогоднее настроение, дружелюбие, , желание приходить на помощь,  умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа. Беседы о зиме, диких животных, празднике Новый год. Чтение сказок, рассказов о зиме, животных.

Материалы и оборудование: письмо от Деда Мороза, снежинки с заданием, следы животных, маски животных, мнемотаблица «Опиши животное», корзинка, дидактическая игра «Кто лишний», речевая игра , «Найди слово на звук –з-, -с-.простые карандаши, снежный ком, елочные игрушки, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: Снеговик (ребенок), Снегурочка (взрослый).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по коммуникации

«Новогоднее приключение»

в старшей группе

Цели. Обобщение и систематизация знаний. Развитие фонетической стороны речи. Формирование лексико – грамматических компонентов речи.

Задачи:

1. Обобщить и закрепить знания детей о зиме, ее приметах, о лесных обитателях,  изменениях в животном мире.

2.Расширять  активный словарный запас речи детей, через участие в словарно – речевых играх. Продолжать учить детей составлять простые и сложные предложения,  используя мнемо -  таблицы.

3. Развивать умение детей рассказывать стихотворения  на родных языках  - русском, татарском, украинском. Развивать  координацию речи с движениями.

4.Воспитывать новогоднее настроение, дружелюбие,желание приходить на помощь,  умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа. Беседы о зиме, диких животных, празднике Новый год. Чтение сказок, рассказов о зиме, животных.

Материалы и оборудование: письмо от Деда Мороза, снежинки с заданием, следы животных, маски животных, мнемо-таблица «Опиши животное», корзинка, дидактическая игра «Кто лишний», речевая игра, «Найди слово на звук–з-,-с-.простые карандаши, снежный ком, елочные игрушки, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: Снеговик (ребенок), Снегурочка (взрослый).

Ход деятельности.

Дети заходят в группу и становятся полу - кругом, произносят слова

1.Психогимнастика

 Мы веселые ребята, потому , что дошколята

Не кого не обижаем, как заботится мы знаем

Никого в беде не бросим, не отнимем , а попросим (взялись за руки)

Пусть все будет хорошо! Повернись, поклонись и друг другу улыбнись ( поворачиваются, кланяются и улыбаются друг другу)

Воспитатель: Ребята повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с нашими гостями(дети здороваются).  А теперь, послушайте  загадку и скажите о каком времени года в ней говорится?

Во дворе замерзли лужи

Целый день поземка кружит

Стали белые дома. Это к нам пришла… (зима)

2.Воспитатель: А какие вы знает пословицы и поговорки о зиме?

(Дети называют пословицы и поговорки о зиме)

1.Зимой морозы, ну а летом грозы.

2.Зима без мороза не бывает.

3.Зима — не лето, в теплую шубу одета.

4.Зимой солнце светит, да не греет.

5.Год кончается, а зима начинается.

3. Воспитатель:   Молодцы ребята, и правда к нам  на Крымский полуостров пришла зима. Наш Крым многонационален, но все народы радуются приходу зимы, каждый на своем языке. Давайте послушаем стихотворения  о зиме на  татарском, украинском и русском языках.

Дети  расказывают стихи:

1.Ребенок рассказывает  на украинском языке

ПУХНАСТА ХАТА

Н. Замрія

Біла скатертина впала біля тину.

Загорнулась в хустку, як маля, хатина.

За ніч нічого не впізнати:

Пухнастий тин, пухнаста хата!

2.Стихотворение на татарском языке

3. Ребенок рассказывает на русском языке.

.Снег идет, снег идет,

Значит, скоро Новый год,

Дед Мороз к нам придет,

Всем подарки принесет.

Воспитатель. Ребята, а о каком празднике идет речь в последнем стихотворении? (ответы детей). Да, это волшебный праздник, потому что в это время происходят чудеса. А за что вы любите новогодний праздник?  Кто должен прийти на него? (ответы детей)

4. Раздается звук метели (использование икт)

Воспитатель. Слышите, какая вьюга поднялась и пошел снег. Посмотрите, какая большая снежинка с необычным узором. Да это же буквы, целое письмо на снежинке, что же там написано, сейчас узнаем, слушайте (читает)

Здравствуйте ребята, пишет Вам Дед Мороз!

     Скоро праздник Новый Год у меня полно забот! Надо елку наряжать, детишкам и зверюшкам подарки все собрать. Много дел у меня , не со всем справляюсь я. Хорошо, что есть Снегурочка, внученька моя. Во всем мне помогает, везде успевает. Но вот случилась беда, в лес ее отправил я, к лесным зверям, за елочными игрушками и не вернулась  еще она, пожалуйста, ребятушки, ее в лесу с игрушками найдите, ко мне приведите, ведь скоро праздник Новый год, он торопится, идет! Нужно елку наряжать и вместе, дружно Новый год  встречать! А помогут вам в поисках мои снежинки.    

Ваш Дед Мороз!

Воспитатель. Ребята, вот какая снежинка от Деда Мороза и случилась беда, поможем ему найти Снегурочку с елочными игрушками? Но как же мы попадем в сказочный, после такой метели его завалило снегом, на чем мы туда можем отправиться? (ответы детей). Я предлагаю впрясть  лошадь в сани и поехать.

5.Речевая игра “Едем на лошадке”

Едем, едем на лошадке     Дети цокают языком.

По дороге зимней, гладкой.  “Ш ! Ш !..”, произносят

Санки скрипят,  Скрип – скрип.   в высоком регистре,

Бубенчики звенят, “Динь-динь!” -  в среднем, звук c на продолжительном выдохе, то

Дятел стучит, “Тук-тук!..” вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,

Вьюга свистит, С-С-С

Белка на ёлке “

Орешки грызёт,  «Цок! Цок!” коротко и остро,

Рыжая лисичка

Зайца стережёт. Прыг. Прыг.

Холод, холод, “Ф...Ф...” сердито и энергично, “В...” на продолжительном выдохе,

Стужа, стужа. “Бр — р...”,

Снег пушистый “В...” на продолжительном выдохе

Кружит, кружит... Ехали мы, ехали, “О...”, несколько раз понимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний регистр.

 Наконец доехали: Цокают языком.

С горки — ух! Произносят “У — ух!”, делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

В ямку — бух! “Бух!” - в верхнем регистре.

Приехали!

6.Воспитатель. Вот мы и в лесу, как холодно, куда же идти, смотрите снежинка с заданием.

 Загадка (читает ребенок)

Что за нелепый человек,

Пробрался к нам в 20 век

Морковный нос, в руке метла,

Боится, солнца и тепла? ( Снеговик)

Воспитатель. Смотрите, вон он под елкой стоит и что - то нам говорит.

Снеговик (ребенок). Здравствуйте ребята, а куда вы идете? Кого ищите? (ответы детей). Видел я вашу Снегурочку с игрушками, но налетела Метелица подхватила ее и унесла с собой, а игрушки р, разбросала по всему лесу .Я вам  помогу, но вы должны со мной за это поиграть в игру, ведь в лесу так грустно и одиноко мне.

 Воспитатель: Снеговик, конечно мы поиграем с тобой, а поможет нам,  снежный ком, становитесь ребята в круг и передавайте его друг другу из рук в руки при этом  называя, как можно больше слов , например о слове..снег (какой он?).

Игра «Подбери, как можно больше слов».

Снег(какой?)белый, пушистый, искристый, зимний, серебристый, хрустящий;

Зима (какая?) холодная, суровая, белая, снежная, морозная, красивая;

Мороз (какой?) сильный, трескучий, крепкий, большой, зимний;

Снегурочка (какая?) холодная, белая, снежная, веселая;

Дед Мороз (какой?) добрый, старенький, холодный и т.д.

Снеговик .Молодцы , ребята смотрите в снегу игрушка на вашу елку, а у меня корзинка, я с вами пойду и вам помогу.

Дети идут по группе.

7.Воспитатель. Как же красиво в лесу. Что это у нас под ногами? (следы, животных). А вы не знаете, кто их оставил? А каких диких животных вы знаете?  (волк, лиса, заяц, медведь, ёж, белка) А почему они называются дикие животные? Что это блестит на земле? Снежинка с заданием. Нужно поделить слова на слоги хлопнуть  в ладоши сколько раз, сколько слогов в слове.

Игра «Подели на слоги»

Дети делят на слоги слова – волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж.

 Находят игрушку елочную.

8.Воспитатель. Вижу следующую снежинку, но что бы справится с заданием вам  нужно сесть за столы.(дети присаживаются за столы).

Слушайте задание. На столах находится картинки с изображением диких животных, возьмите их, внимательно рассмотрите и опишите животное по мнемо -таблице.  С кого же начнем?

Опиши животное по мнемо – таблице.

 Ребенок загадывает загадку.

Кто по соснам и по елям

Ловко скачет, ветки гнёт,

Видит, шишки где поспели,

И себе в дупло несёт?

(Белка)

Появляется ребенок в костюме белки.

Воспитатель: Вот какие чудеса происходят на новый год, наши дети превращаются в зверей, давайте  расскажем о ней.(дети  составляют рассказ.)

     Это белка, рыжего цвета. Тело покрыто пушистой шубой, которую она меняет зимой.  У нее есть треугольные ушки на концах кисточки, большой  пушистый хвост и  4 лапки. Прыгает по деревьям, живет в дупле, делает запасы на зиму. Питается шишками, орехами и грибами.

Воспитатель: Молодцы ребята, за это нам игрушка на ёлку.

9.Воспитатель. Посмотрите, а к вам на стол не опустилась волшебная снежинка и звездочка? На чем они? (ответы детей). Переверните листы и следующее задание.

Речевая игра : «Найди слово на звук –з-, -с-.

Воспитатель: Возьмите в руку снежинку, на какой звук начинается слово, Снежинка? (звук –с-), закройте снежинкой предмет , который тоже начинается на звук – с- и назовите его. Составьте простое предложение (дети называют), так же и со звуком –з-.

10. Дидактическая игра : «Кто лишний?»

Скажите, кто изображен на картинке? ( дети перечисляют) А как, вы думаете, кто из животных здесь лишний и почему?( ответы детей). А давай те проверим, возьмите простые карандаши и соедините прямой линией каждое животное со своим домом.

Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыри, пять     Сгибаем пальчики сначала на одной    руке по порядку, по-

Пальчикам пора вставать!                    том  на другой под ритм стихотворения.

Будем делать мы зарядку.                                 Хлопают в ладоши.

Будем мы скакать в присядку,                Делают движения пальцами, как    будто брызгают воду.

Будем прыгать и плясать.                         Делают вращательные движения руками в запястьях

Раз, два, три, четыре, пять!                       Сгибают пальцы одновременно на двух руках.

Воспитатель : Преступаем к заданию. Вот еще одна игрушка нашлась.

      Ребята как холодно в лесу давайте погреемся.

11.Физкультминутка. Речевая игра со звучащими жестами «Ты, мороз!

Ты, мороз, мороз, мороз, (идут в круг, грозят пальцем)

Не показывай свой нос! ( показывают двумя руками «нос»)

Уходи скорей домой, (ладошками отталкивают)

Стужу уноси с собой. (кружатся на месте, притопывая)

А мы саночки возьмём (поворачиваются друг за другом)

И на улицу пойдём, (  идут по кругу)

Сядем в саночки-самокаточки! ( ритмично бегут по кругу)

С горки  ух. (останавливаются, поворачиваясь в круг, поднимают руки вверх)

Упали! (резко приседают, опуская руки)

От Мороза убежали! (разбегаются )

12.Воспитатель. А кто это пробежал за елками?

Ребенок читает загадку.

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её (лисичка).

Воспитатель. Ребята, а лиса на нас почему то обиделась , как вы думаете почему? (за то что мы о ней не рассказали) давайте расскажем чистоговорку  о ней.

Чистоговорка “Лиса”

Са — са — са — идёт рыжая лиса.    Дети по очереди мягко вытягиваю вперёд руки.

За — за — за — щурит хитрые глаза.      Прикасаются указательными пальцами к уголкам глаз.

Ицу — ицу — ицу — мы заметили лисицу.      Приставляют ладонь к глазам.

Се — се — се — подошли мы к лисе.                Подходят    

13.Воспитатель: Ребята, а чьи это следы на снегу? (Волка и зайца)

Вот от них задание на снежинке.

Речевая игра «Подбери противоположные слова»

Волк злой, а заяц…добрый

У зайца хвост короткий, а у лисы ……длинный

Белочка маленькая, а медведь…большой

Заяц тихий, а медведь …шумный

Ежик легкий, а волк….тяжелый

Медведь неуклюжий, а белочка … шустрая

Воспитатель. Вот еще игрушка на елку. Молодцы собрали игрушки, вот только не нашли мы Снегурочку, где же она? Слышите музыка.

Звучит музыка, заходит Снегурочка.

14.Снегурочка. Здравствуйте, ребята, очень рада видеть Вас да еще с игрушками на елку, за которыми меня послал Дед Мороз. Это злая Метелица, меня закружила и в сугроб посадила, только вот освободилась и вас по голосам нашла! Спасибо Вам ребята большое за помощь. Нам нужно со Снеговиком торопится к Деду Морозу с игрушками , наряжать елку к празднику. До свиданья, до встречи ждите нас в гости с подарками!

Уходят Снеговик, Снегурочка.

Воспитатель. А нам с Вами ребята пора возвращаться в детский сад, волшебным образом.  Давайте скажем.

Повернись, поклонись в группе нашей окажись!

Воспитатель. Вот мы и дома. Дети вам понравилось новогоднее приключение? А чем понравилось? Где мы с вами были? Кого встречали? Кому помогли? Да мы справились со всеми преградами и заданиями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: §     Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе общеразвивающей направленности "Приключение кота Музика в мышином королевстве"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе общеразвивающей направленности "Приключение кота Музика в мышином королевств...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...

Организованная образовательная деятельность «Грибы для белочки» с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать умение выполнять аппликацию нетрадиционным способом: манной  и гречневой крупой. Закреплять представление о внешнем виде гриба. Развивать творческие способности д...

Организованная образовательная деятельность «Грибы для белочки» с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Формировать умение выполнять аппликацию нетрадиционным способом: манной  и гречневой крупой; закреплять представление о внешнем виде гриба.  Развивать творческие способности детей...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...