Конструкт НОД по речевому развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Черноусова Наталья Викторовна

Конструкт НОД по развитию речи в старшей группе, пересказ рассказа Н. Сладкова "Как медведь сам себя напугал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagruzit.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи: Образовательные:

Учить пересказывать рассказ, используя опорные схемы.

Формировать у детей активность слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

Актуализировать слова – признаки по теме – «Дикие животные».

Обучать  детей приемам планирования собственного пересказа.

Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.

Развивающие:

Развивать слуховое, зрительное внимание и память.

Развивать диалогическую речь.

Развивать мыслительную и речевую активность детей.

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к животным, к природе.

Воспитывать умение слушать друг – друга, умение работать в коллективе.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки;

договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование: План – схема группы, с обозначенными крестиками местами, где спрятаны картинки, предметные картинки (ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси); набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Этапы деятельности

Деятельность (речь) воспитателя

Деятельность (речь) детей

Планируемый результат

1.Вводно – организационный.

Мотивация на предстоящую деятельность.

2. Основной.

Чтение адаптированного рассказа.

Беседа по содержанию.

 Коллективное составление предложений по опорному слову.

Физ. минутка.

Снятие мышечного напряжения.

Повторное чтение рассказа.

Пересказ по графическому плану.

3.Заключительный.

Положительная дифференцированная

оценка рассказов детей.

4.Рефлексия.

Мотивирует детей на включение в организованную деятельность.

- Ребята, сегодня, придя на работу, я увидела, что на подоконнике лежит вот что.

Показывает план – схему группы.

- Как вы думаете, что это такое? Посмотрите, это шкафы с игрушками, это – книжный центр, это – салон красоты.

Если дети не смогли отгадать, помогает.

- Да, это план нашей группы. А, что это отмечено крестиками?

- Давайте, сверяясь с планом, мы попробуем разгадать, что же там спрятано.

- Мы с вами стоим - вот здесь. Я отмечу это место точкой. Кто из вас скажет, какое место группы, обозначенное крестиком, ближе всего к нам. Что там нарисовано?

- Правильно, Гоша, посмотри, что ты там найдешь?

- Молодец, Гоша. Я зачеркну первый крестик. Отправляемся дальше?

Аналогично находят картинки с изображением остальных животных.

Постановка проблемного вопроса.

- Ну вот, зачеркнут последний крестик, но что могут означать эти картинки?

Уточнение и актуализация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные.

- Глядя на картинки, угадайте, о ком или о чем я говорю.

Косолапый ….,

 трусливый ….,

болтливая….,

ловкая ….,

зеленая ….,

сильные …..

- Я, кажется, поняла, это животные из рассказа

Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

- Хотите послушать рассказ? Тогда рассаживайтесь, удобней на ковре, и внимательно, слушайте.

Развитие слухового внимания и памяти.

По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Развитие диалогической речи.

- Куда вошел медведь?

- Что хрустнуло под его лапой? 

- Что сделала белка? 

- На кого упала шишка? 

 - Что сделал заяц? 

- Кого увидела сорока? Что она сделала? 

- Что решили лоси? Что они сделали?

 

- Как повел себя медведь? 

 

- Кто же напугал медведя? 

 

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Воспитатель называет первое слово.

- Вошел...

Хрустнула...

Испугалась...

Упала...

Затопал...

Увидела... Подняла...

Решили...

Пошли...

Услышал...

Испугался... Убежал...

Так медведь...

По мере составления предложений воспитатель вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем

- А теперь, давайте отдохнем.

Зайки встали на лужок,

Собираемся в кружок.

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте, руки перед грудью, ладони вниз, как лапки)

Сели зайки на лужок,

(Присесть на корточки)

Роют зайки корешок.

Вот какие зайки,

Зайки - попрыгайки.

Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить,  

А затем пересказать.

Схемы вам в этом помогут.

Развитие связной речи, памяти.

Заслушивается 2 – 3 пересказа.

 

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с заданием. Мне понравились ваши рассказы. Чью работу хочется отметить особенно? Почему?

- Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

Собираются около воспитателя, с интересом слушают и рассматривают план – схему.

Эмоционально включаются в деятельность, высказывают предположения.

- Это клад.

- Может быть сокровища кто – то спрятал.

Отвечают на вопрос.

- Это книжный центр.

Идет к книжному центру, за книгами находит картинки с изображением ветки и медведя.

Выражают заинтересованность, активность.

Активно включаются в обсуждение.

Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

-Медведь.

- Заяц.

- Сорока.

- Белка.

- Ветка.

- Лоси.

Слушают рассказ.

Дети дают полные ответы.

- Медведь вошел в темный лес.

- Под лапой хрустнула ветка.

- Белка испугалась и выронила шишку.

- Шишка упала на зайца.

- Заяц затопал по лесу.

- Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.

- Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

- Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.

- Медведь сам себя напугал.

Дети предлагают свои варианты предложений.

- В темный лес медведь.

Под лапой ветка.

Белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Заяц по лесу.

Зайца сорока. Крик на весь лес. Лоси, что она охотников в лесу увидела. Они по лесу ломать кусты. Медведь шум. И убежал из леса.

Сам себя напугал.

Выполняют импровизированные движения в соответствии с текстом.

Слушают повторное чтение рассказа.

Дети дают аргументированные ответы.

- Как медведь сам себя напугал.

Дети психологически настроены на деятельность.

Умеют вести активный диалог.

Пересказывают рассказ с опорой на картинки – схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по речевому развитию в старшей группе

Конструкт НОД по речевому развитию в старшей группеЦель: Создание условий для уточнения, расширения  и активизации словаря по теме «Весна».Задачи:Обучающие: обобщить знания о весенних...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....

Конструкт занятия по речевому развитию в средней группе "Рассказывание сказки "Лесной колобок" с помощью моделирования из ТИКО - конструктора.

Конструкт занятия по речевому развитию в средней группе"Рассказывание сказки "Лесной колобок" с помощью моделирования из ТИКО - конструктора....