"День родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Селиванова Анна Леонидовна

 Язык играет основную роль для общения между людьми, открывает пути к изменению и развитию человеческого общества, передачи культурного наследия, укрепления связей поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День родного языка25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1195»

Дошкольное отделение

Структурное подразделение № 1

Конспект НОД по развитию речи

«День родного языка»

Старший дошкольный возраст

Подготовила:     воспитатель

 Селиванова Анна Леонидовна

Москва 2017

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

- художественное творчество;

- познание;

- коммуникация;

- социализация

Участники: дети старшего возраста, воспитатель

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Слова-друзья», «Скажи наоборот», «Слова многозначные», «Скажи слова на – ОК», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров;   чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов

Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.

Ход.

- Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!

21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка. 

А что нам помогает общаться?

Язык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.

- Как вы понимаете, что такое родной язык?

Наша страна многонациональна.

- На каком языке разговариваем мы?

Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.

Викторина.

Две  команды «Умники» и «Умницы». 

«Умницы»                                                           «Умники»

1.Разминка, назовите:

- русская  национальная мужская одежда     - русская национальная   женская

- русская еда                                                       - русские народные сказки

- русские народные игры                                    - русские народные песни

Динамическая пауза хоровод «Во поле береза…» 

2. Игра «Слова – друзья» - назвать слова, близкие по смыслу:

Недалеко - близко

Невысоко - низко

Сердито - зло

Течет - льется

Шумит - кричит

Говорит - лопочет

3. «Доскажи пословицу»

Язык до Киева…доведёт.

Язык без костей, что хочет, то и ….лопочет.

 Язык мой - враг ….мой.

Языком не спеши – спеши …делом.

 4. «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор   -конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка- животное). 

5. Игра «Скажи наоборот»

Большой – маленький  (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий) 

6.Игра хоровод «Положу в кузов – ОК»

Дети двигаются по кругу, проговаривают по очереди: «Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,…» 

7.Игра с мячом «Какой-какая-какое», отвечает тот, у кого в руках мяч.

Солнце - яркое, река - быстрая, ветер - холодный.

8. «Украшение матрёшки»

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская…        (матрёшка)

Быстро  и аккуратно украсить матрёшку.

Оценка работ.  Итог.

На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Горелки», «Перетяжка» (перетягивание палки или каната), «Жмурки», «Салки» (по выбору детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День родного языка.

Конспект дня родного языка....

День родного языка

Международный день Родного языка...

Международный день родного языка. Праздник "Дружба"

Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Тематический день "Международный день родного языка"

Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка...