Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников.
консультация по развитию речи на тему

Крятенко Мария Сергеевна

Использование методов ТРИЗ и РТВ в развитии связной речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов ТРИЗ для развития связной речи  дошкольников.

 

В настоящее время проблема развития речи детей становится особенно актуальной и значимой.

Я считаю, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками нужно использовать и передовой опыт, т. е. инновационные методы обучения. Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Методы ТРИЗ могут использоваться во всех видах деятельности:

В режимных моментах, на прогулке, при умывании – используем прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Оксана Владимировна с дежурными накрыли на стол, что из этого следует?» (будем обедать, «Если будем обедать, что необходимо сделать?» помыть руки) и т. д. Прием причинно-следственных связей помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему? », «зачем? » и т. д.

Я заметила, что игры ТРИЗ очень интересны детям. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Даже плохо говорящие малыши пытаются активно и с удовольствием отвечать на вопросы.

Для проведения игр использую игрушку – Лунтика, который помогает организовать общение с детьми на основе игровых приемов. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся все обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит детей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.

 Метод «эмпатии» основан на полном отождествлении себя с каким – либо объектом. Например, мы собрались лепить, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает пластилин? Ответы детей не затруднили себя ждать (Пластилин думает о том, что его сейчас будут согревать, лепить из него, он боится, радуется тому, что   поможет сделать много интересных поделок и так далее). Дети быстро поняли смысл игры и представили очень интересные варианты ответов.

Также дети любят игру “Хорошо – плохо”.  Цель такой игры-научить детей выделять в объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Например: ведущий называет любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Например, Лунтик говорит: «Съесть яблоко – хорошо. Почему?».  Дети отвечают: «Потому, что оно сладкое, полезное, в нём много витаминов». Лунтик спрашивает: «Съесть яблоко – плохо. Почему?». Дети отвечают: «Может сломаться зуб, много косточек, кожура жёсткая».  Вопросы задаются по принципу: “что-то хорошо – почему? “, “что-то плохо – почему? “. Эту игру провожу в рамках изучения тем «Времена года». Из всех используемых мной игр ТРИЗ – технологии – эта игра самая любимая у детей. Во время свободной деятельности отрабатываю модель составления сравнений по признакам: цвет, форма, звук, вкус и др. Учу детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других объектов.  Например, показывая картинку, спрашиваю: – «Что это? (огурец). – Какой огурец по цвету? (зеленый). – Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок). – Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно метод повторения позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Сначала сама приводила примеры, чтобы дети поняли смысл игры, к концу года дети самостоятельно могут организовывать эту игру, выбирая любой предмет или игрушку, которую принесли из дома.

Во время проведения прогулки можно использовать игру “Раньше-позже”.

Называем какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или, что будет после. Например: – Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Дети: Мы одевались на прогулку.

Воспитатель: А до этого?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы…

На первых порах эта игра вызывала сложности, малыши  не могли ответить последовательно, многие говорили, что было вчера, а многие совсем отстранялись от игры. Но со временем, когда  поняли суть игры, стали с удовольствием участвовать в неё. Эту игру провожу, как на прогулке, так и во время режимных моментов.

Во время ознакомления с окружающим миром можно использовать игры на выявление над-системных связей. Например: “Где живет? “Я называю предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. На столе раскладываю картинки с изображением животных и говорю детям: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

Дети берут картинку, где изображен медведь.

Живая и неживая системы.

Воспитатель задает вопрос: Где живет медведь?

Дети: В лесу, в зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных, в сказках и т. д. Они вспоминают, где видели медведя: в книгах, на коробках, на одежде, фантиках от конфет и т. д. А кто-то действительно начинает фантазировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

     Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

     Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

     Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

     Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем –нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

     Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

     Пр: идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления.

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

     Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .

     Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

     Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Метод “Системный анализ” (игра "Волшебный телевизор") помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

     Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

 Метод “Каталог”

     Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

     Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой... Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

- Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

- Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

- «Собирать» сюжет в быстром темпе.

- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).

- Использовать приемы драматизации.

- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали последовательность вопросов.

     Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

     Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Коллаж из сказок.

     Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.  

      Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

     Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс.

     Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

     Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

     Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:

–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;

– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).

     Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

 

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1991.

2.Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

3.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

4.Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

5.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

6.Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

7.Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

8.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

9.Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников

Педсовет целью которого является: систематизация знаний   педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы....

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Семинар "Особенности современных форм, методов работы в ДОУ п развитию связной речи дошкольников"

В плане проведения семинара - выступление старшего воспитателя по теме "Актуальность проблемы речевого развития дошкольников", обмен опытом по данной теме, деловая игра....

Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг

laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...

«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...