Конспект НОД по речевому развитию «Новый год, Новый год, очень скоро он придёт!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект НОД по речевому развитию с элементами экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Новый год, Новый год, очень скоро он придёт!»

Конспект НОД по речевому развитию с элементами экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Волшебная бумага».

Интеграция образовательных областей:  ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие, ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно эстетическое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная (конструирование из бумаги), познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

Формировать представление детей о свойствах бумаги через опытно-экспериментальную деятельность; Уточнить представление детей о видах бумаги, ее качествах и свойствах; Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

Развивающие:

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать волевую сферу.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: глобус, различные виды бумаги, ножницы, таз с водой, карандаши, фломастеры, заготовки сложенных снежинок для каждого ребенка.

Активизация словаря: Активизировать использование терминов: «растворитель», «реакция», «структура», «вещество».

Предварительная работа: беседа на тему «Новый год в разных странах и городах», рассматривание иллюстраций с елочными украшениями, елками и подарками, беседа на тему «Традиции встречи Нового года», беседа «О погодных явлениях зимой – снегопад, метель», чтение художественной литературы, работа с картой, глобусом, проведение опытов с водой, как растворителем.

Ход НОД :

Вводная часть

В группе появляется почтальон, приносит посылку, диалог с детьми, воспитателем, отдает письмо.

Воспитатель:

- Спасибо, уважаемый почтальон. До свидания, (почтальон уходит). Ребята, посмотрите какое необычное письмо, сколько на нем марок. Посмотрите, кто на нем изображен?   (совместно с детьми рассматривают письмо, открывают, читают).

Дети:

Наверное, от деда Мороза, тут ведь его фотография. Давайте прочитаем его.

Текст письма.

«Дорогие ребята! Приближается самый любимый праздник Новый год! Нам не хватает игрушек для украшения самой главной елки нашей Родины, на Красной площади. Прошу вас сделать новогоднюю игрушку, которой мы украсим главную  елку. Игрушка должна быть яркой, большой, прочной и очень красивой».

С уважением дед Мороз.

Воспитатель проводит с детьми диалог о главной елке и где она расположена, работа с картой, глобусом, обсуждение текста письма.

- Ого, как далеко расположена Москва. И что же нам делать с просьбой деда Мороза?

Дети рассуждают о том, как можно выполнить просьбу деда Мороза. Воспитатель наводящими вопросами, комментариями подводит детей к тому, что  нужно выполнить обязательно просьбу деда Мороза.

Воспитатель:

Значит, нам нужно поторопиться, чтобы игрушка успела дойти к Новому году в Москву. А из чего вообще делают елочные игрушки? Вот, например я дома украшаю елку только стеклянными шарами, а вы?

Воспитатель проводит диалог с детьми о том, как из чего можно сделать новогодние игрушки, дети делятся своим опытом, кто то дома с родителями делал, кто то предложит попросить помощь,  в итоге решают посмотреть, что же есть в лаборатории из чего можно сделать игрушки.

Воспитатель:

Ну тогда отправляемся в лабораторию?

Дети:

Да «1,2,3,4,5 – вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь»

(дети надевают халаты (фартуки), перчатки, маски)

Основная часть

(дети приходят в лабораторию и находят набор разной бумаги, среди него есть красивая салфетка)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какая у нас есть красивая салфетка. Давайте сделаем игрушку из нее. Как вы думаете, у нас получится большая, прочная игрушка?

Дети:

Нет, не получится.

Воспитатель:

А почему вы думаете, что не получится из нее? Ведь салфетка это прочный материал. Вот смотрите (воспитатель пытается порвать салфетку, и рвет ее). Ой ребята она так легко порвалась. Попробуйте проверить на прочность остальную бумагу, которая у нас здесь есть.

(Дети пытаются порвать: цветную бумагу, бархатную бумагу, картон, гофрированный картон. При обсуждении приходят к выводу, что труднее рвется картон. Он выполнен из более плотного материала, чем бумага).

Воспитатель:

Я предлагаю поиграть. Игра «Чудесный мешочек». В этой коробке у меня бумага. Ваша задача определить на ощупь и рассказать о бумаге.

Дети определяют.

Картон – твердый, толстый, шершавый

Салфетка – мягкая, тонкая

Бархатная бумага – толстая, шершавая

Гофрированный картон – шершавый, ребристый и т.д

Воспитатель:

Ребята, а давайте вспомним признаки зимы?

В ходе диалога дети совместно с воспитателем вспоминают, что в зимний период идут осадки в виде снега. Игрушка, которую собрались делать для деда Мороза не должна бояться влаги.

Воспитатель:

Ну что, давайте проверим (воспитатель обращает внимание детей на то, что на столе есть снежинки)

На столе лежат вырезанные снежинки. Из белой бумаги, из цветной бумаги, из цветного картона, из гофрированного картона, из салфетки. Дети, совместно с воспитателем помещают снежинки в воду, и наблюдают за тем, как промокают снежинки из тонкой бумаги, а из картона промокают медленнее. Через некоторое время, снежинки из бумаги и салфетки оказываются на дне. Картонные снежинки, плавают на поверхности.

Воспитатель:

Ребята, ну вот моя снежинка утонула быстрее всех. Почему так получилось?

Ребята обсуждают эксперимент и приходят к выводу, картон это очень плотная, толстая бумага. Она намокает долго. А простая бумага, очень тонкая и намокает быстро.

Воспитатель:

Ну понятно, а теперь давайте немножко отдохнем и поиграем.

Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель:

Ребята, скажите, есть бумага, из которой можно сделать елочную игрушку?

Дети обсуждаю и приходят к выводу, что можно сделать игрушку из картона. А украшения для нее сделать из тонкой разноцветной бумаги.

Воспитатель:

А какие опасности могут подстерегать бумажную игрушку?

Дети:

Может помяться, порваться, улететь, промокнуть.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, вот такие маленькие игрушки будет видно на главной елке?

Дети:

Нет (дети приходят к выводу, что нужно сделать одну большую игрушку)

Воспитатель:

А какую игрушку мы будем делать? (Наводящими вопросами приводит детей к тому, что традиционное украшение на Новый год – это  снежинка)

Воспитатель:

Давайте постараемся, чтобы наша игрушка была самой прочной и красивой на новогодней елке!

Воспитатель  предлагает детям разделиться на несколько групп по желанию. Каждой группе, раздается отдельная часть снежинки из плотного картона. И предлагается  вырезать  для нее украшения из разной бумаги (бархатная, глянцевая, цветная, фольга, гофрированная и т.д.). Затем, все части снежинки воспитатель соединяет и склеивает.

Воспитатель:

Ребята, мы выполнили просьбу деда Мороза. А вы ничего не хотите у него попросить?

Дети:

Хотим – подарки

Воспитатель:

А как мы это сделаем?

Дети:

Напишем ему письмо

Воспитатель:

Ну хорошо. Говорите, что писать, а я запишу. И мы это письмо отправим вместе со снежинкой деду Морозу.

Дети:

Здравствуй, дедушка Мороз. Мы выполнили твое задание……

Воспитатель совместно с детьми упаковывает снежинку в почтовую коробку, вкладывают туда послание, подписывает коробку, и обещает детям отнести посылку на почту по дороге домой, для отправки  деду Морозу.

Воспитатель:

Ну, что ребята нам пора возвращаться в группу

Дети:

«1,2,3,4,5  -  возвращаться пора опять. Вокруг себя повернись – и в группе окажись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию "Новый год летом"

Конспект направлен на развитие творческого воображения и связной речи детей подготовительной к школе группы....

Конспект занятия НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Скоро, скоро Новый год..."

Занятие направлено на обогащение и уточнение представления детей группы раннего возраста о предстоящем событии - Новогоднем празднике и о главной участнице этого праздника Новогодней ел...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию "Новая книжка для Незнайки"

Развивать способность составлять рассказ по предложенным картинкам с последовательно развивающимся действием. Формировать умение работать в коллективе....

Конспекты НОД по речевому развитию "Новые приключения Кота в Сапогах"

1.Непосредственно  образовательная деятельность  Воспитатель: Макрушина Т.В.2.Возрастная группа: подготовительная3. Образовательная область: «Речевое развитие»4. Тема: «Нов...

Конспект занятия по речевому развитию средней группы "Новый год"

Тема: Новый годЗадачи: Образовательные:Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.Упражнять в правильном использовании существительных винительного падежа единственного чи...

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе по теме: «Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…. Рассказывание стихотворения И. Косякова «Всё она».

Продолжать развивать диалогическую речь  малышей. Активизировать в речи прилагательные: добрая, нежная, веселая, ласковая. Воспитывать уважительное отношение и любовь к маме....