Конспект цикла подгрупповых занятий с детьми с ТНР младшего дошкольного возраста по теме Игрушки
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Арефьева Зоя Анатольевна

Материал содержит 3 конспекта подгрупповых занятий по теме "Игрушки", ориентированных на детей с ТНР младшего дошкольного возраста.
Данный материал также может использоваться для детей раннего возраста (1,5-3года)

Предусмотрено сопровождение ребёнка родителями или тьютором

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект цикла подгрупповых занятий с детьми с ТНР младшего дошкольного возраста
по теме «Игрушки»
(занятия проводится в присутствии родителей или сопровождающих лиц)

Цель деятельности логопеда:

- Развитие коммуникативных способностей, навыков общения с окружающими доступными ребенку средствами (речь, жесты, мимика и т.д.)

- Стимуляция речевой активности и развитие языковой способности детей, освоение дополнительных систем коммуникации

- Оснащение родителей способами формирования вербальных и невербальных средств общения

Задачи, направленные на достижение цели в работе с детьми:

1. Развитие эмоционального общения со взрослым

2. Развитие способности подражать речевым действиям взрослого,

соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

3. Развитие способности сосредотачиваться на звуке, различать их и анализировать

4. Постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов

5. Различение грамматических форм.

Задачи, направленные на достижение цели в работе с родителями:

1. Обучение альтернативным способам и системам коммуникации

2. Обучение способам стимулирования речевой активности.

3. Обучение способам развития фонематического восприятия;

4. Оснащение способами уточнения и обогащения словарного запаса;

5. Оснащение приёмами формирования грамматического строя речи

Занятие 1

Оснащение: игрушка гном Бом, фонарик-свеча
голубая бумага или картон А5 с наклейками «гномик», ватные палочки, гуашь разных цветов, в т.ч. белая,
картинки по количеству детей «кубик», «шарик», «мячик»,
большая коробка (корзина) с игрушками по количеству детей (кубики, шарики, мячики),
3 мешочка с вложенными кубиком, шариком, мячиком,
большой воздушный шар, кубики «сложи узор» (по 3-5 на ребёнка), набор «волшебные шары», красная, жёлтая, зелёная и синяя коробки
красные круги из картона, жёлтый пластилин

  1. Организационный момент.

Дети вместе с мамами садятся в круг. Педагог читает потешку, поочерёдно называя всех детей.

Вместе с мамой сядем в круг. Слева друг и справа друг.
Посмотри-ка, много нас. Мы похлопаем сейчас!
Кто же это к нам пришёл?  
(имя ребёнка)! Как хорошо!
Здравствуй,
 (имя ребёнка) общие аплодисменты

Кто ещё к нам пришёл? И т.д.

  1. Знакомство с гномом Бомом.

Педагог показывает куклу-гнома.

А ещё к нам пришёл гном. Гном по имени Бом! Он тоже с вами поздоровается.

Дети поочерёдно за руку здороваются с Бомом (Привет, Аня, я – Бом)

  1. Рисование ватными палочками «Снег идет» (дождь идёт см Лыкову)

- Гном Бом вышел на улицу, чтобы посмотреть на снег. На улице было очень холодно. А снега не было.
Бом замёрз
 (логопед обнимает себя руками и стучит зубами, стимулируя детей к подражанию)
Но он не хочет возвращаться домой, пока не увидит снег.

Давайте поможем Бому. Нарисуем ему снег, чтобы он скорее вернулся домой, в тепло.

Детям предлагаются листы голубого картона А5 с наклеенным в центре листа гномиком, ватные палочки,
баночки с разноцветной гуашью, в т.ч. белой

Покажите, какого цвета снег?

  1. Гном Бом идёт в магазин.

Наш Бом очень любит ходить в магазин. И сегодня он приглашает вас в магазин игрушек!
Кто пойдёт в магазин игрушек вместе с Бомом?

Дети называют свои имена.

  1. Игрушки и картинки.

В большой коробке лежат игрушки: кубики, воздушные шарики, мячики по количеству детей
для каждого ребёнка логопед предлагает картинки: кубик, шарик, мячик.

Карточки берут родители и по одной выдают своим детям, если занятие без родителей, логопед выдаёт картинки детям самостоятельно

На картинку посмотрите и игрушку подберите!

Задача ребёнка – найти в «магазине» игрушку, изображённую на его картинке и принести на общий стол.
После выполнения задания всеми детьми на столе должны находиться несколько кубиков, несколько шариков и т.д.

Сколько много игрушек мы купили! Давайте наведём порядок: сюда сложим все кубики….

Игрушки раскладываются по столам

  1. Игрушки в мешочке.

Логопед показывает мешочки с вложенными игрушками (один мешок – одна игрушка)

У Бома в мешочках тоже есть игрушки, только он никому не хочет их показывать.
Ну и не надо, мы и так догадаемся!

Детям предлагается на ощупь определить, какая игрушка лежит в мешке и назвать её (или показать аналогичную на столе)
Затем педагог вынимает игрушку из мешка и показывает всем детям:

Правильно, это кубик! Аня узнала кубик. Посмотрите, у Бома кубик и у нас такие же… кубики!

Аналогично отрабатываются и остальные игрушки.

  1. Игры с кубиками.

А теперь мы будем играть с кубиками!
Садитесь за стол.

Дети садятся за стол с кубиками.

Игра «Дом – бух!»

Логопед берет кубики и строит из них дом, сопровождая свои действия словами:

Кубики мы берем, кубик на кубик кладем, кубик на кубик кладем,
кубик на кубик кладем. У нас получился дом.

Дети повторяют действия педагога.

Нижний кубик взяли — Бух —домик сломали!

Игра «Дом – бух!» повторяется 2-3 раза.

Игра «Дорожки»

У Бома быстрые ножки. Он хочет гулять по дорожке!
Давайте построим из кубиков дорожку для Бома.
Вот такую будем строить дорожку, красную.

Логопед показывает, как переворачивать кубики красной стороной кверху и прикладывать их друг к другу, чтобы получилась «дорожка».

Игра «дорожка» повторяется 2-3 раза, используются разные цвета.

После окончания игры кубики складываются в коробку

  1. Игры с воздушными шариками.

Дети подходят к столу с воздушными шариками.

Логопед раздает всем детям шарики и читает стихотворение. Дети выполняют соответствующие движения.

Мы шарами машем, машем,
Мы с шарами пляшем, пляшем.
Шарики вверх поднимаем,
Шарики вниз опускаем.
С шариками скачем, скачем
И под стульчики их спрячем.

Игра «танцуем с шариками» повторяется 2-3 раза.

  1. Игры с мячиками.

Дети подходят к столу с мячиками.

Логопед высыпает «мячи» 4 цветов, 2 размеров, твёрдые и мягкие, тяжёлые и лёгкие

Затем последовательно предлагает найти мячики определённого цвета и сложить их в соответствующую коробку.

Девочки и мальчики увидали мячики!
Красные мячи бери и в коробку их клади.

Игра «Найди мячик» повторяется 3 раза (основные цвета).
затем все мячики перемешиваются, цветные коробки убираются и предлагаются 2 нейтральные коробки разного размера

Девочки и мальчики увидали мячики!
Большие мячики бери и в коробку их клади.

Игра «Найди мячик» повторяется 1 раз (2 размера).
если состояние детей позволяет, можно аналогично провести выбор мячей по твёрдости – мягкости и весу (найти тяжёлые)

С мячиками мы играли, поднимали, опускали,

А теперь идем, идем, и в корзину их кладем.

  1. Лепка «Укрась мячик»

Детям предлагаются красные круги и шарики жёлтого пластилина.

Вот какой мяч! Красный мяч!

Давайте его украсим! Вот жёлтый кружок. И ещё!

Логопед демонстрирует детям способ сплющивания, помогает украсить мячики.

  1.  «Задувание свечи» Завершение занятия

Бом устал. Он хочет спать. Мы не будем ему мешать

Дети вместе дуют на фонарь-свечу

Занятие 2

Оснащение: игрушка гном Бом, фонарик-свеча
белый картон А5 с нарисованным стержнем пирамидки, 3 различные по цвету и длине полоски бумаги, кружок (4 основных цвета), клей
картинки по количеству детей «матрёшка», «кукла», «пирамидка»,
большая коробка (корзина) с игрушками по количеству детей (матрёшки, куклы, пирамидки),
3 мешочка с вложенными матрёшкой, куклой, пирамидкой,
3-хсоставные матрёшки по количеству детей, большая кукла

  1. Организационный момент.

Дети вместе с мамами садятся в круг. Педагог читает потешку, поочерёдно называя всех детей.

Вместе с мамой сядем в круг. Слева друг и справа друг.
Посмотри-ка, много нас. Мы похлопаем сейчас!
Кто же это к нам пришёл?
  (имя ребёнка)! Как хорошо!
Здравствуй, (имя ребёнка) общие аплодисменты

Кто ещё к нам пришёл? И т.д.

  1. Гном Бом идёт в магазин.

Педагог показывает куклу-гнома.

А кто ещё к нам пришёл? 

Поощряются любые попытки назвать гнома по имени.

Наш Бом очень любит ходить в магазин. И сегодня он приглашает вас в магазин игрушек!
Кто пойдёт в магазин игрушек вместе с Бомом?

Дети называют свои имена.

  1. Игрушки и картинки.

В большой коробке лежат игрушки: пирамидки, матрёшки, куклы по количеству детей
для каждого ребёнка логопед предлагает картинки: пирамидка, матрёшка, кукла

Карточки берут родители и по одной выдают своим детям, если занятие без родителей, логопед выдаёт картинки детям самостоятельно

На картинку посмотрите и игрушку подберите!

Задача ребёнка – найти в «магазине» игрушку, изображённую на его картинке и принести на общий стол.
После выполнения задания всеми детьми на столе должны находиться несколько матрёшек, несколько кукол и пирамидок

Сколько много игрушек мы купили! Давайте наведём порядок: сюда сложим все пирамидки….

Игрушки раскладываются по столам

  1. Игрушки в мешочке.

Логопед показывает мешочки с вложенными игрушками (один мешок – одна игрушка)

У Бома в мешочках тоже есть игрушки, только он никому не хочет их показывать.
Ну и не надо, мы и так догадаемся!

Детям предлагается на ощупь определить, какая игрушка лежит в мешке и назвать её (или показать аналогичную на столе)
Затем педагог вынимает игрушку из мешка и показывает всем детям:

Правильно, это матрёшка! Аня узнала матрёшку. Посмотрите, у Бома матрёшка и у нас такие же… матрёшки!

Аналогично отрабатываются и остальные игрушки.

  1. Физминутка

Встали дети в круг, в круг, кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед, ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад, вот так, вот так.
Побежали, побежали и к матрёшкам прибежали.

  1.  Игра с матрёшками.

Дети садятся за стол с матрёшками.
логопед берёт 3-х составную матрёшку, читает рифмовку и выполняет описываемые в ней действия

Мы матрешку открываем и другую вынимаем.
Мы другую открываем и третью вынимаем.

Посмотри, посмотри — три матрешки, один-два-три.

Затем трёхсоставные матрёшки выдаются всем детям (если присутствуют родители) или поочередно каждому.
Игра повторяется 2-3 раза, пока все дети не разберут матрёшек и не составят 3 игрушки.

Давайте вместе посчитаем матрёшек: один, два, три.

Логопед поочерёдно прикасается пальчиком каждого ребёнка к его матрёшкам, побуждая повторить: «один, два, три»

Покажите большую матрёшку. А где маленькая?

Логопед сравнивает матрешек — большая, поменьше, маленькая. Просит детей показать большую и маленькую матрешку.

Ой, маленькая матрёшка испугалась, давайте её спрячем.

под руководством и с помощью взрослого дети собирают матрёшек в одну.

Внутрь матрёшку посадили, половинкою накрыли.
И в другую посадили, половинкою накрыли.

  1. Физминутка

Встали дети в круг, в круг, кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед, ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад, вот так, вот так.
Побежали, побежали и к куклам прибежали.

  1. Игры с куклами.

Игра «Что у куклы?»

Логопед показывает детям куклу

Я вам куклу покажу и про куклу расскажу.
Вот у куклы голова, а вот глазки — их два.
Вот у куклы носик, ушки, щечки, ротик.
Вот у куклы ручки, вот у куклы брючки.
Вот у куклы ножки, а на них сапожки.
Кукла глазки закрывает,
(2 раза)
Кукла глазки открывает. (2 раза)

Логопед предлагает детям показать, где у куклы глазки, носик, ручки, ножки и т.д.; сказать, во что она одета.

Где у куклы  голова?

Покажи глазки.

Погладь куклу по носику.

Потрогай у куклы щёчки.

Покажи, где у куклы рот.

А где у куклы ушки?

Возьми куклу за ручку.

Подержи куклу за ножку.

Педагог еще раз читает стихотворение, а малыши договаривают отдельные слова и словосочетания («приборматывают»).

Наша кукла плакать может, дети куколке помогут.
Дети куколку качают, наша кукла засыпает.

Дети поочередно качают куклу, напевая «а-а-а»
педагог убирает «уснувшую» куклу и предлагает детям взять маленьких кукол

Игра «Что делает кукла?»

Логопед совершает различные действия с куклой и комментирует их, повторяя каждый глагол три раза.
во время произнесения последней строки грозит пальцем

Кукла стоит, стоит, стоит.

Кукла сидит, сидит, сидит.

Кукла лежит, лежит, лежит.

Кукла встает, встает, встает.

Кукла идет, идет, идет.

Кукла топает, топает, топает.

Кукла хлопает, хлопает, хлопает.

Кукла скачет, скачет, скачет.

Кукла не плачет! Кукла не плачет!

Игра повторяется 1-2 раза, вызывая речевую инициативу у детей (хоровое проговаривание).

  1. Физминутка

Встали дети в круг, в круг, кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед, ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад, вот так, вот так.
Побежали, побежали к пирамидкам прибежали.

  1. Игра с пирамидкой

Логопед показывает детям пирамидку и предлагает им сначала разобрать ее, а затем собрать.

Пирамидку мы возьмем. Пирамидку разберем.
Колечко дадим Танюшке, колечко дадим Андрюшке,
Колечко дадим Маринке, колечко дадим Иринке,
Колечко дадим Ванюшке, колечко дадим Валюшке.

Вы колечки отдавайте, пирамидку одевайте.
Колечко надела Батюшка, колечко надел Ванюшка,
Колечко надела Иринка, колечко надела Маринка,
Колечко надел Андрюшка, колечко надела Танюшка.

Все колечки мы надели. Пирамидку мы одели.

Игра повторяется 1-2 раза.

  1. Аппликация «Пирамидка»

Детям предлагаются листы белого картона А5 с нарисованным стержнем пирамидки, 3 полоски, различные по длине, кружок (основные цвета), клей.

Ой, пирамидка у Бома сломалась!

Педагог помогает детям сложить пирамидку на листе картона, ориентируясь на размер и цвет
Затем дети с помощью взрослого выполняют аппликацию

  1. «Задувание свечи» Завершение занятия

Бом устал. Он хочет спать. Мы не будем ему мешать Дети вместе дуют на фонарь-свечу


Занятие 3

Оснащение: игрушки гном Бом и гномик Бим, фонарик-свеча
картинки в одном экземпляре: «кубик», «шарик», «мячик»,
большой кубик, воздушный шар, мяч, пирамидка, матрёшка, кукла),
6 мешочков с вложенными кубиком, шариком, мячиком, матрёшкой, куклой, пирамидкой,
игрушки, вложенные в мешочки, должны отличаться по размеру от тех, что находятся в корзине.
большая коробка (корзина) с игрушками: зайка, белка, лисичка
игра-паззл «Большой-маленький»; игра-пазл «Картинки-половинки»
игра-липучка «Посмотри и сравни»
музыкальные инструменты: трещётка, маракасы, тарелки, барабан, дудка, колокольчик; ширма
гуашь красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, кисточки, банки для воды, заготовки-паспарту «клоун», бумага акварельная/картон

  1. Организационный момент.

Дети вместе с мамами садятся в круг. Педагог читает потешку, поочерёдно называя всех детей.

Вместе с мамой сядем в круг. Слева друг и справа друг.
Посмотри-ка, много нас. Мы похлопаем сейчас!
Кто же это к нам пришёл?  
(имя ребёнка)! Как хорошо!
Здравствуй,
 (имя ребёнка) общие аплодисменты

Кто ещё к нам пришёл? И т.д.

  1. Гном Бом идёт в магазин.

Педагог показывает куклу-гнома.

А кто ещё к нам пришёл? 

Поощряются любые попытки назвать гнома по имени.

Наш Бом очень любит ходить в магазин. И сегодня он приглашает вас в магазин игрушек!
Кто пойдёт в магазин игрушек вместе с Бомом?

Дети называют свои имена.

  1. Игрушки и картинки.

В большой коробке лежат игрушки: кубик, воздушный шарик, мячик, пирамидка, матрёшка, кукла
для каждого ребёнка логопед предлагает свою картинку: кубик, шарик, мячик, пирамидка, матрёшка, кукла

На картинку посмотрите и игрушку подберите!

Задача ребёнка – найти в «магазине» игрушку, изображённую на его картинке и принести на общий стол.
После выполнения задания всеми детьми на столе должны находиться по одному кубику, шарику и т.д.

  1. Игрушки в мешочке.

Логопед показывает мешочки с вложенными игрушками (один мешок – одна игрушка)

У Бома в мешочках тоже есть игрушки, только он никому не хочет их показывать.
Ну и не надо, мы и так догадаемся!

Детям предлагается на ощупь определить, какая игрушка лежит в мешке и назвать её (или показать аналогичную на столе)
Затем педагог вынимает игрушку из мешка и показывает всем детям:

Правильно, это матрёшка! Аня узнала матрёшку. Посмотрите, у Бома маленькая матрёшка, а у нас … большая!

Аналогично отрабатываются и остальные игрушки.

  1. Большие и маленькие игрушки

У Бома есть брат. Его зовут Бим.

Дети поочерёдно за руку здороваются с Бимом (Привет, Аня, я – Бим)

Бом и Бим - друзья. Бому и Биму нравится играть похожими игрушками.

Давайте поможем им разделить игрушки.
Бому дадим большой воздушный шар, а Биму - маленький воздушный… шарик

Каждому ребёнку предлагается взять две одинаковые игрушки разного размера
Дети рассматривают их и дарят гномам. Педагог комментирует:

Катя подарила Бому большой мяч, а Биму маленький мячик.

Что Катя подарила Бому? А Биму?

Если позволяет время и подготовка детей. Можно предложить раздать гномам картинки из игры «Большой-маленький»

  1. Вот игрушки для цыплят

Логопед показывает контурные изображения цыплят и разноцветных игрушек

Малыши цыплята пришли в детский сад и не могут поделить игрушки.

Логопед прикрепляет к коврографу цыплёнка в красной кепке и предлагает детям найти его игрушки.
аналогичная работа проводится с остальными цыплятами

У цыплёнка красная кепка. Найдите красные игрушки.
Вот красный кубик. А вот красная машинка. Где красный мяч?

  1. Физминутка

Бом, Бим и цыплята рады новым игрушкам. Они и вам хотят новые игрушки показать.

Встали, дети, в круг, в круг, кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед, ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад, вот так, вот так.
Побежали, побежали и к игрушкам прибежали.

  1. Новые игрушки и предлоги.

Педагог показывает большую красочно оформленную коробку, в которой лежат новые для детей игрушки.

Таня, ты к коробке подойди, там зайку найди. Нам его покажи и на стульчик положи.

Катя, ты к коробке подойди, там белочку найди. Нам её покажи и под стульчик положи.

Ваня, ты к коробке подойди, там лисичку найди. Нам её покажи возле стула положи.

Аня, ты к коробке подойди, там ёжик найди. Нам его покажи и на стол положи.

Коля, ты к коробке подойди, там сову найди. Нам её покажи и под стол положи.

  1. «Наводим порядок»

Логопед раскладывает на столе картинки из игры «Подбери и сравни»
и показывает карточки с изображёнными игрушками, предлагая детям найти такие же.

Бом и Бим разбросали игрушки.

Надо игрушки собрать и на полку поставить.

Здесь стоит… матрёшка. Где ещё матрёшки? Вот матрёшка, и ещё матрёшка…

Последовательно работа проводится с остальными карточками.
Затем карточки раздаются детям

Катя, расставь матрёшек красиво, по росту. Сначала большая, потом поменьше… и т.д.

  1. «Почини игрушку» Разрезные картинки

Педагог показывает пазлы с изображением игрушек и как бы нечаянно ломает их на две части, роняя на стол.

Ой, что это! Сломались мои картинки! Я хотела их подарить Бому и Биму.
Помогите починить!

Дети складывают картинки из частей. Можно усложнить задание, добавив парные карточки

  1. Игрушки и музыкальные инструменты. Громкость звука

У Бома и Бима много музыкальных инструментов.

Педагог поочерёдно демонстрирует трещётку, колокольчик маракасы, тарелки, барабан, дудку – их звучание и способ извлечения звука.

Бом на всех инструментах играет громко.

Катя, покажи, как Бом стучит. А Бим?

Аня, покажи, как Бом звенит. А Бим?

Ваня, покажи, как Бом гремит. А Бим?

Коля, покажи, как Бом дудит. А Бим?

Оля, покажи, как Бом трещит. А Бим?

Педагог предлагает детям передать музыкальные инструменты игрушкам.

Ну-ка, глазки закрывайте, кто играет, угадайте!

  1. «Весёлый клоун» рисование-паспарту

Педагог предлагает детям белый картон, разноцветную гуашь и кисточки.

Сделаем белый лист цветным. Сначала синим раскрасим.

Теперь зелёным. Красным. Жёлтым.

Красивый листик получился! Клоун хочет быть таким же разноцветным

Накладывается лист-паспарту

  1. «Задувание свечи» Завершение занятия

Бом устал. Он хочет спать. Мы не будем ему мешать

Дети вместе дуют на фонарь-свечу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию для детей младшего дошкольного возраста на тему «Красивый полосатый коврик»

Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.Словарная работа: Горизонтальные линии, длинна...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

Конспект развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

Конспект развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Конспект занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста на тему «Предлог «под». (лексическая тема «Дикие животные»)

Конспект предназначен для работы с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Может использоваться учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности, родителями....

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме: "Вместе веселее"...

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"

Технологическая карта занятия по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста на тему: "Сереже подарили новую игрушку"....