Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Родионова Мария Юрьевна

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».

               Это занятие включает в себя приемы мнемотехники, фонетическую ритмику, электронно – образовательные ресурсы, интерактивные игры, обучающие и игровые приемы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень нарушения слуха.

               Содержание занятия соответствует уровню развития внимания, памяти, познавательных процессов детей   старшего дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости.

          Речевой материал подобран с учетом дальнейшего развития навыков социальной адаптации, а также интеллектуального развития детей со слуховой депривацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №  27    компенсирующего вида

Московского района  Санкт - Петербурга «Надежда»

Конспект подгруппового занятия

по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

с элементами мнемотехники,  использованием ЭОР

и интерактивных технологий Mimio

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

                                                                          Подготовила:

                                                                          учитель – дефектолог высшей кв.к.

                                                                          М.Ю.  Родионова

                                             

Санкт – Петербург

2017

Занятие подготовлено для детей со средней и тяжелой степенью тугоухости (3 – 4 ст.; 4 ст.). Возраст детей – 6 – 7 лет.

ТЕМА: «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ЦЕЛЬ: Закреплять представление детей о сезонных изменениях в природе и зимующих птицах.

ЗАДАЧИ

Коррекционно - развивающие

  1. Поощрять речевую активность детей, развивать коммуникативные навыки.
  2. Учить детей произносить речевой материал внятно, слитно, в нормальном темпе.
  3. Развивать остаточный слух детей, умение им пользоваться.
  4. Развивать навык аналитического чтения, сопряженно – отраженного  и отраженного проговаривания речевого материала.
  5. Развивать память, внимание, мышление посредством использования приемов мнемотехники, ЭОР и интерактивных технологий Mimio. 

Общеобразовательные

  1. Расширять представление детей о признаках времен года (зимы).
  2. Расширять знания детей о зимующих птицах.

Воспитательные

  1. Совершенствовать у детей навык взаимодействия друг  с другом, умение прийти на помощь.
  2. Продолжать воспитывать у детей усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  3. Развивать учебно – игровые навыки, произвольное поведение.
  4. Продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение правильно проявлять свои чувства и эмоции.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 Демонстрационный материал:

  1. Символы организации начала занятия.
  2. Таблички.
  3. Картинки «Зимующие птицы»
  4. Мнемотаблица «Признаки зимы».
  5. Мнемотаблица «Стихотворение о зиме».
  6. Компьютерное обеспечение: выход на детский сайт http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry Раздел загадки и ребусы «Про птиц».
  7. Авторская компьютерная игра «Признаки зимы».
  8. Авторская интерактивная игра с использованием технологии Mimio «Поможем Незнайке лучше узнать птиц».

Раздаточный материал:

  1. Разноцветные конверты.
  2. Мнемотаблица «Признаки зимы» (разрезная).
  3. Разрезные таблички – признаки зимы.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание признаков зимы на прогулке.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий зимы и других времен года в сравнении.
  3. Знакомство детей с мнемотаблицами; разбор всевозможных связей: логических и ассоциативных.
  4. Складывание мнемотаблицы из разрезных частей, зарисовка.
  5. Рассматривание зимующих птиц на прогулке, на картинках, по телевидению.
  6. Д\И «Кто лишний?»
  7. Д/И «Верно – неверно».
  8. Д/И «Разложи на группы».

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Фонетическая ритмика.
  2. Динамические паузы.
  3. Мнемотехника.
  4. Компьютерное обеспечение: выход на детский сайт http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry   

Раздел загадки и ребусы «Про птиц».

5. Авторская компьютерная игра «Признаки зимы».

6. Интерактивные технологии Mimio.

Во время занятия весь речевой материал проговаривается             учителем – дефектологом  совместно с детьми в сопряжено – отраженной  и отраженной форме речи с учетом произносительных возможностей каждого ребенка, а так же в виде самостоятельных ответов детей.


Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание занятия и виды работы

Речь учителя – дефектолога

Речь детей.

Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем – дефектологом  совместно с детьми в сопряженно – отраженной  и отраженной форме речи с учетом произносительных возможностей каждого ребенка, а так же в виде самостоятельных ответов детей.

Демонстрационный и раздаточный материал.

I.

Организация начала занятия.

1.Фонетическая ритмика.

По сигналу бубна педагог предлагает детям встать в групповом пространстве около табличек со своими фамилиями.

  1. Развитие речевого дыхания: вдох носом, выдох ртом, пение гласных на одном выдохе. Длительное и краткое пение гласных.

2. Развитие темпа произношения (быстро - медленно).

3. Закрепление звуков «П Т Д»  на слоговом и словесном материале.

Поздороваемся.

Здравствуйте.

Будем петь.

Будем петь  громко.

АОУИЭЫ

Будем петь долго.

А__О__У__И__Э__И__

А__У__Э__И__Ы__О_

ПА ПО ПУ ПЭ

АПА ОПО УПУ ЭПЭ

АПО УПА ЭПО

ПАПАПАПА (темп)

ТА ТО ТУ ТЭ

АТА ОТО УТУ ЭТЭ

ОТА УТО ЭТА

ТАТАТАТА (темп)

ДА ДО ДУ ДЭ

АДА ОДО УДУ

ДАДАДАДА (темп)

ТАМ ДОМ ТАМ ДОМ

ИДЁМ!  ИДЁМ!

А ПОТОМ БЕГОМ! БЕГОМ!

 

2.Игровой прием “Слушай внимательно”

Педагог предлагает детям встать за парты.

Перекличка детей. 

Педагог называет имена и фамилии детей.

Каждый ребенок самостоятельно проговаривает речевой материал.

Молодцы. Встаньте за парты.

Слушайте внимательно.

Я тут.

Ребята, сядьте.

Никита, что ты будешь делать?

Я буду заниматься.

Артем, что ты будешь делать?

Я буду думать.

 

Символы организации начала занятия.

II. Основная часть.

1. И\П «Угадаем, о чем будем говорить?»

Педагог сообщат детям, чтобы узнать о чем мы будем говорить надо ответить на вопросы.

Дети самостоятельно отвечают на вопросы педагога.

В случае затруднения – сопряженно – отраженное проговаривание.

 

Молодцы.

О чем мы сегодня будем говорить?

 Я не знаю.

Для этого надо ответить на вопросы.

Какой сейчас месяц?

Месяц февраль.

А что такое февраль?

Февраль – это месяц зимы.

Значит какое сейчас время года?

Время года – зима.

Верно. Мы сегодня будем говорить о зиме.

 

2.Динамическая пауза с применением фонетической ритмики и мнемотехники «Стихотворение о зиме»

 

Педагоги дети с помощью фонетической ритмики рассказывают стихотворение.

Молодцы. Встаньте.

Давайте расскажем стихотворение о зиме.

ТАМ ЗИМА. ТАМ ЗИМА.

МНОГО СНЕГА НАМЕЛА.

Мнемотаблица «Стихотворение о зиме».

3. Авторская компьютерная игра

 «Признаки зимы»

 

Педагог предлагает детям посмотреть на интерактивную доску и правильно ответить на вопросы.

Потом предлагает достать из синих конвертов символы других признаков зимы признаков зимы и разрезные предложения. Дети самостоятельно составляют предложения о признаках зимы.

Затем дети по очереди, самостоятельно прочитывают предложения о признаках зимы, следуя за символами мнемотаблицы.

 

Молодцы.

Сядьте.

Петя, что ты сделал?

Я сел.

Подумайте, какое время года?

Время года – зима.

Зимой идет что?

Зимой идет снег.

Молодцы. А давайте подумаем, что еще бывает зимой

Возьмите синий конверт.

Сложите предложения.

А теперь будем читать.

Марат, что ты будешь делать?

Я буду читать.

ВРЕМЯ ГОДА – ЗИМА.

НА УЛИЦЕ МОРОЗ.

ЗИМОЙ ИДЕТ СНЕГ.

СОЛНЫШКО СВЕТИТ МАЛО.

ЗИМОЙ НАСЕКОМЫЕ СПЯТ.

ПТИЦАМ ТРУДНО НАЙТИ КОРМ.

Авторская компьютерная игра «Признаки зимы».

Мнемотаблица «Зима».

Таблички.

Разрезная мнемотаблица «Зима».

Синие конверты.

4.Дидактическая игра

«Сложим верно»

Педагог предлагает детям сложить мнемотаблицу на ковролине.

Молодцы.

А теперь возьмите картинки.

Идите ко мне.        

Мнемотаблица «Признаки зимы» (разрезная)

5. Динамическая пауза «Мы летаем…»

Педагог открывает доску. На доске дети видят картинки с изображением зимующих птиц.

Затем педагог предлагает

детям поиграть в птиц.

Дети имитируют полет птиц, следуя за словами стихотворения.

Хорошо.

Сядьте за столы.

Ребята, а каким птицам трудно найти зимой корм?

Зимующим птицам трудно найти корм.

Верно.

Встаньте.

Будем играть.

Вы будете птицы.

МЫ ЛЕТАЕМ ВЫСОКО.

МЫ ЛЕТАЕМ НИЗКО.

МЫ ЛЕТАЕМ ДАЛЕКО.

МЫ ЛЕТАЕМ БЛИЗКО.

Картинки с изображением зимующих птиц.

6. Игровой прием  “Назови верно”

 

Педагог предлагает детям самостоятельно назвать зимующих птиц.

 

Молодцы.

А каких зимующих птиц вы знаете?

 Артем, кто это?

Это воробей.

Верно.

 Марат, кто это?

Это голубь.

Артем, кто это?

Это синица.

Молодец.

Картинки с изображением зимующих птиц.

7. Развивающая компьютерная игра (загадки) «Про птиц»

Педагог предлагает детям разгадать загадки про зимующих птиц.

 

Молодцы.  

А я знаю еще других зимующих птиц.

Давайте их угадаем.

Кто это?

Это сова.

Молодцы.

Кто это?

Это сорока.

Верно.

Кто это?

Это снегирь.

Молодцы.

Выход на детский сайт

8. Динамическая пауза «Птицы зимой»

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение про птиц зимой с элементами фонетической ритмики.

Молодцы, угадали загадки

Встаньте.

Давайте расскажем стихотворение про птиц.

ХОЛОДНО, ХОЛОДНО

ПТИЦАМ ЗИМОЙ.

ГОЛОДНО, ГОЛОДНО

ОЙ – ОЙ – ОЙ – ОЙ!

9. Интерактивная игра: «Кто лишний?»

Интерактивная игра: «Рассадим птиц  

по -порядку»

Педагог предлагает детям посмотреть на интерактивную доску и поиграть в интересные игры. Дети выполняют задания и проговаривают речевой материал.

Молодцы. А сейчас мы будем играть.

Посмотрите, какая птица тут лишняя.

Никита, иди к доске.

А сейчас, давайте посадим птиц

 по -порядку.

Молодцы. Все верно.

Авторская интерактивная игра с использованием технологии Mimio «Зимующие птицы».

10.   «Что едят птицы зимой?»

Педагог беседует с детьми о том, чем можно кормить зимующих птиц.

Ребята. А давайте покормим птиц.

Я дам птицам конфеты.

Птицы едят конфеты?

Нет, птицы не едят конфеты.

Я дам птицам мясо.

Нет. Птицы не едят мясо.

Я дам птицам семена, крупу.

Да, птицы едят крупу.

Я дам птицам хлеб.

Да птицы едят хлеб.

Картинки.

Таблички.

III. Организация конца занятия.

Педагог вместе с детьми насыпают крупу в корзину, чтобы на прогулке покормить птиц.

Молодцы.

Встаньте.

Идите ко мне.

У меня есть кормушка.

Давайте насыплем птицам корм, а потом вы пойдете гулять и покормите птиц.

Птицы вам скажут «Спасибо».

Кормушка.

Крупа.


Выводы.

                Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».

               Это занятие включает в себя приемы мнемотехники, фонетическую ритмику, электронно – образовательные ресурсы, интерактивные игры, обучающие и игровые приемы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень нарушения слуха.

               Содержание занятия соответствует уровню развития внимания, памяти, познавательных процессов детей   старшего дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости.

          Речевой материал подобран с учетом дальнейшего развития навыков социальной адаптации, а также интеллектуального развития детей со слуховой депривацией.

              Данное занятие показало, что у детей:

  1. Увеличился объем долговременной памяти.
  2.  Внимание стало более произвольны.
  3.  Мышление от наглядно – действенного переходит к наглядно – образному и словесно – логическому.
  4. У детей «группы риска» так же увеличился объем долговременной памяти, внимание стало более концентрированным, мышление от предметно – практического переходит к наглядно – действенному.
  5. Увеличилась  потребность в речевом общении.
  6. У детей    идет быстрое накопление активного словаря.

       

                     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Проект «Лексико-грамматическое развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Весна» в 2020-2021 учебном году

Проект «Лексико-грамматическое развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Весна» в 2020-2021 учебном году...

Отчет по проекту «Лексико-грамматическое развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Весна» в 2020-2021 учебном году

Отчет по проекту «Лексико-грамматическое развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Весна» в 2020-2021 учебном году...

Конспект занятия по ознакомлению окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией по теме: " Время года - Осень

Данное занятие включает в себя приёмы мнемотехники, фонетические ритмично, обучающие и игровые приёмы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень снижения слуха. ...