Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зарецкая Светлана Николаевна
В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать. А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества. Подготовила: Воспитатель С.Н.Зарецкая МБДОУ ДСОВ №20 «Гармония»

Слайд 2

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари .

Слайд 3

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для: - развития причинно-следственного стиля мышления.

Слайд 4

«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир — цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу, не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.» Ирина Васильева Бином фантазии — речетворчество

Слайд 5

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний. Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари , называется «Бином фантазии»,

Слайд 6

1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. 2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний. 3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. 4 шаг. Сочинение рассказа или истории. 5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций. Алгоритм работы по методу:

Слайд 7

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.

Слайд 8

Белка на книге.

Слайд 9

Книга из белки.

Слайд 10

Книжная белка.

Слайд 11

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

Слайд 12

« Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества.

Слайд 2

Бином фантазии

Джанни Родири

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» — надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер 

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Слайд 3

Бином фантазии - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:
- развития причинно-следственного стиля мышления.

Слайд 4

Бином фантазии — речетворчество

  «Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир  — цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу,  не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.»  Ирина Васильева

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать.  А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.

Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми. Известный итальянский сказочник Джанни Родари говорил, что придумывать занимательные истории и веселые сказки не сложно – нужно лишь свободно пофантазировать вместе с ребенком. Это позволит не только весело провести время, но и попутно развивать мышление, воображение, красочную образную речь — не только своего малыша, но и свои собственные.

Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии», С помощью Бинома можно не только изобретать новые необычные предметы или совершенствовать имеющиеся, но и сочинять фантастические рассказы и интересные истории.

Чтобы не попасть в ловушку психологической инерции, которая будет наталкивать на выбор ассоциативно связанных слов, можно воспользоваться разными способами:
- два участника придумывают слова одновременно, не советуясь и не зная, какое слово будет выбрано вторым участником;
-  ребёнок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря, книги, газеты;
- использовать Круги Луллия
- предложить выбрать одно слово из мира природы, а другое — из рукотворного; или одно одушевленное, а другое – не одушевленное;
- если играют несколько участников, умеющих писать, то каждый пишет по одному слову отдельных листочках, затем все листочки перемешиваются и вытаскиваются произвольно.

Слайд 5

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.

Слайд 6

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.
4 шаг. Сочинение рассказа или истории.
5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций.

Слайд 7

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.
Рассматриваем различные сочетания этих слов, получая разнообразные «картины»:
- книжная белка
- беличья книгаКнига-белка
- книга в белке
- белка в книге
- книга у белки
- белка у книги
- книга из белки
- белка из книги
- книга на белке
- белка на книге
и т.д.

Некоторые сочетания получились вполне естественными, понятными и сразу вызывают знакомые образы. На этих сочетаниях можно остановиться в самом начале освоения метода.

Слайд 8

- Белка на книге.
На даче мама читала книгу. Ее позвал сынишка, и мама положила книгу на стол около открытого окна. На столе стояла вазочка с печеньем. Пока мамы не было, в окно заскочила любопытная белочка. Она схватила печенье, уселась на мамину книгу и стала печенье грызть. Когда мама вернулась, белочка убежала. А мама удивилась — откуда на книге появились крошки.

Белка на книге

Другие сочетания требуют развитого воображения, умения отойти от конкретного образа, широкого взгляда на ситуацию и системного мышления. Так книга может быть не только конкретным предметом, но воспроизведена, прочитана. Белка может быть не только зверьком, но и игрушкой, картинкой, силуэтом. Сами предлоги могут обозначать разные ситуации: «из» может быть как «сделано ИЗ», так и «выходящее ИЗ».

Слайд 9

- Книга из белки.
Одна маленькая девочка очень любила книгу о белках. И у нее была любимая игрушка – белка. Мама не всегда могла читать девочке книгу, потому что ей еще нужно было готовить кушать и ходить в магазин. Тогда папа записал рассказы из книги на маленький магнитофон, а мама зашила его в игрушку-белку. Получилось, как будто это белочка читает книгу. И когда девочка ложилась спать, то из ее любимой белочки слышалась любимая книга. Девочка была очень рада. Книга из белки

Если с детьми проводятся занятия по стихосложению, то можно придумать стихотворение-лимерик. Лимерик очень подходит для данного метода, так как  содержит ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Как правило, лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
- Первые две строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
- Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Слайд 10

Книжная белка.
Жила-была книжная белка.
Читала она на тарелке.
Читала она на прогулке,
И кушая вкусную булку.
Читать, конечно, хорошо, но и про другие дела не надо забывать!
Книжная белка

Слайд 11

Бином фантазии с использованием Кругов Луллия

Титул-КЛ-БФ 

Слайд 12

«Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем» Джанни Родари

Как мы уже знаем  «Бином фантазии»  - это метод стимулирования творческого воображения у детей и взрослых путем комбинирования различных пар слов, и который предназначается для:
- развития причинно-следственного стиля мышления.

Использование Кругов Луллия для игр с Биномом фантазии обеспечивает случайное сочетание не связанных между собой слов.  Можно воспользоваться пособиями как из двух дисков, так и из трех.КЛ-БФ-1

На начальном этапе освоения метода лучше использовать только два круга, на одном из которых расположить одушевленные объекты или объекты природного мира, а на втором – неодушевленные или объекты рукотворного мира. Так же желательно иметь под рукой табличку со схемами-моделями возможных предлогов и падежного окончания.

Ребенок произвольным образом выбирает две картинки и рассматривает полученные при помощи предлогов варианты. Останавливается на наиболее понравившемся варианте и сочиняет историю или придумывает новый предмет.

КЛ-БФ-2

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для педагогов

Напишите  свои истории, фантастические или сказочные рассказы на основе сочетания слов «ЛЯГУШКА и САМОЛЕТ», «МЕДВЕДЬ и КАСТРЮЛЯ». Поделитесь своими произведениями.

Комплексное занятие «Бином фантазии» (развитие речи и рисование)

Программное содержание: развивать творческое воображение; продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей; закреплять умение согласовывать существительное с другими частями речи; учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений; учить выделять в рисунке главное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого.

Материал: карточки с картинками, изображающие предметы, животных; тонированные листы, краски, карандаши, мелки.

1-занятие.

На столе воспитателя расположены карточки с картинками (рисунками вниз).Вызванные два ребёнка выбирают карточки и показывают детям. Например: «пес и шкаф».

Задание: необходимо соединить эти два слова, используя предлоги- «пес со шкафом», «пес на шкафу», «пес в шкафу» и т.д.

Предлагаем детям составить предложение с этим словосочетаниями. Далее можно выбрать наиболее удачное предложение или то, какое ребёнок хочет и предложить составить короткий рассказ . Можно предложить составить рассказ детям , сидящим за одним столом. Во время обдумывания можно предложить детям символами изобразить последовательность событий. Можно поставить на стол песочные часы(5мин.), чтобы за это время рассказ был готов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"

Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6—7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика — Заёлочкин — отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников — это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия — решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости — умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников — передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца — главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает — он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой — дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности....

«Метод группового взаимодействия – способ формирования конструктивного творчества старших дошкольников»

Уважаемые коллеги!Я хочу поделиться опытом работы в подготовительной группе и рассказать о методе  группового взаимодействия старших дошкольников в конструировании, показать пути практического пр...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Сторителлинг как способ развития речевого творчества

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй»....

Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста

Данная статья будет интересна педагогам, заинтересованным в речевом развитии детей дошкольного возраста через применение творческих приёмов работы...

«Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.Цели: захватить внимание детей с начала повествования и у...