Конспект НОД: "Спешим на помощь диким животным"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Курганова Снежана Николаевна

Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям детских садов. Конспект направлен  на обобщение знаний в следующих областях: развитие речи, познание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «СПЕШИМ НА ПОМОЩЬ ДИКИМ ЖИВОТНЫМ»

Составил:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Курганова Снежана Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №22»

Данный конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям детских садов. Конспект направлен на обобщение знаний детей в таких областях как: познавательное, речевое развитие. В конспект включены следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная. В результате проведения занятия, на основе этого конспекта, дети получат знания о диких животных: их среде обитания, образе жизни в осенний период, внешнем виде, расшириться словарный запас детей.

Дата:

30.11.2016.

№ группы

№6

Образовательные области:

Интегрированное

Ведущая образовательная область:

Речевое развитие

Вид занятия:

Обобщающее

Специфические виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная активность.

Формы образовательной деятельности:

Коллективная (фронтальная), совместная педагог с детьми.

Цель:

Уточнить знания детей о диких животных в осенний период: их среде обитания, образе жизни, внешнем виде.

Задачи:

Познавательное развитие.

Обучающие: формировать умения выделять отличительные признаки диких животных.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к познанию, уважение и бережное отношение к диким животным.

Речевое развитие.

Обучающие: способствовать обучению составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие: развивать связную речь, грамматический строй речи, активизировать и развивать словарь (предметы, глаголы, признаки), речевой слух.

Воспитательные: воспитывать чувство красоты.

Методические приёмы:

Беседа, рассматривание картинок, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.

Планируемый результата:

Дети получат знания о диких животных: их среде обитания, образе жизни в осенний период, внешнем виде.

Словарная работа:

Расширять словарный запас детей; активизировать в речи слова: плутовка, трусливый, хитрый, косолапый, зайчиха, бельчиха, медведица, волчица, лосиха, лисица, ежиха, нора, логово, берлога.

Оборудование:

1. Мольберт.

2. Мяч.

3. Ёлка искусственная - среднего размера.

4. Ширма.

5. Белая ткань.

Материалы:

Демонстрационный:

1. Мягкая игрушка – белка.

2. Картинка – злой волшебник.

3. Картинки диких животных: белка, лиса, медведь, волк, ёж, лось.

4. Картинки, жилище диких животных: волк в логове, лиса и ёж в норах, медведь в берлоге, заяц и лось под кустом, в сугробе, белка в дупле.

5. Конверт.

6. Свёрток из бумаги.

Раздаточный: предметные картинки: мёд, малина, орешки, грибы, ягоды, курица, заяц, мышь, семечки, морковь, капуста, яблоко.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц»;

2. Рассматривание картинок «Дикие животные»;

3. Загадывание загадок о диких животных;

4. Составление описательных рассказов;

5. Индивидуальная работа: заучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом…».

Организация детей:

1. Оргмомент – дети стоят в кругу.

2. Мотивация – дети стоят в произвольном порядке.

3. Игра: «Отгадай загадки» - дети сидят на лавочках.

4. Игра: «Какое животное?» - дети стоят в кругу.

5. Игра: «Кто, чем питается?» - дети сидят на лавочках.

6. Игра: «Назови и изобрази детёнышей диких животных» - дети стоят в произвольном порядке.

7. Итог – дети сидят на ковре.

№п/п

Этапы занятия (Структурные компоненты деятельности)

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, отгадав её вы узнаете кто сегодня придёт к нам в гости. Послушайте.

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть -

Надо грибы

Для зимы собирать.

Воспитатель: О ком была моя загадка?

Воспитатель: Правильно, загадка была о белке. А вот и она сама (воспитатель показывает игрушку - белку). Ребята, посмотрите у неё что – то в лапке. Что это?

Воспитатель: Верно, это письмо (воспитатель берёт письмо, прикреплённое к лапке белочки и зачитывает его).

Дети: О белке.

Дети: Письмо.

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

Воспитатель: Детский сад №22 «Золотая рыбка», группа №6. Ребята, это письмо адресовано нам?

Воспитатель: Тогда я читаю дальше:

Срочно приходите,

Срочно помогите.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Поскорее приходите,

Помогите, помогите!

(жители леса)

Воспитатель: Что же случилось с лесными жителями?

Воспитатель: Сможем ли мы им помочь?

Дети: Да.

Дети: Они в беде.

Дети: Да.

1,5 мин.

3.

Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём белочку с собой в лес, а, для того, чтобы оказаться в лесу, нам нужно сказать волшебные слова, 1, 2, 3, 4, 5 – в лес идем зверей спасать.

Воспитатель: Сажает белочку под дерево. Посмотрите, куда мы попали?

Воспитатель: Как красиво в лесу, всё покрыто снегом, будто пушистым ковром.  Скажите, кто живет в этом лесу?

Воспитатель: Назовите их?

Воспитатель: Как назвать их, одним словом?

Воспитатель: А, почему их называют – дикими?

Воспитатель: Посмотрите, а вот и сам Злой Волшебник и у него в руке какой – то свёрток (обращает свой взгляд на картинку Злого Волшебника, которая закреплена на ширме).

Воспитатель: (берёт свёрток и разворачивает его, делает вид, что читает послание). Так, так, так Злой Волшебник приготовил для нас испытания. Нам необходимо их выполнить и только тогда животные в лесу смогут расколдоваться.

Воспитатель: Ну что ребята готовы к испытаниям?

Игра – «Отгадай загадки».

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь. Первое Испытание: нужно отгадать загадки. Слушайте их внимательно.

1. По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Воспитатель: Кто это ребята?

Воспитатель: Правильно, слушайте следующую загадку:

2. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Воспитатель: А, эта загадка о ком?

Воспитатель: Верно ребята, слушайте ещё одну загадку:

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Воспитатель: А, эта загадка про кого?

Воспитатель: Молодцы, это лиса. Отгадали загадки. Посмотрите, мы с вами расколдовали животных (переворачиваются картинки медведя и волка). Кто это?

Воспитатель: Ребята, как называется жилище медведя?

Воспитатель: Правильно. А как называется жилище волка?

Воспитатель: Правильно. Ребята, а что общего есть у всех животных.

Воспитатель: А, чем покрыто тело животных?

Воспитатель: Правильно, а, вот и Второе Испытание от злого Волшебника: Игра - «Какое животное»?

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг (дети в кругу, воспитатель в центре круга с мячом в руках). Вы должны ответить на вопрос какой, какая.

Воспитатель: Бросает мяч ребёнку и спрашивает его: «Лиса какая?».

Воспитатель: Волк какой?

Воспитатель: Заяц какой?

Воспитатель: Медведь какой?

Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь на лавочки. Справились и с этим сложным испытанием, благодаря этому мы расколдовали ещё двух животных, (переворачивает картинки - лиса, ёж). Кто изображён на картинках?

Воспитатель: Правильно. А как называется жилище лисы?

Воспитатель: Правильно. А как называется жилище ежа?

Воспитатель: Верно. Ну что ж, нас ждёт ещё одно испытание, готовы его пройти?

Воспитатель: Ребята, а в письме белки было написано, что звери забыли, что им есть и что им пить. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные?

Воспитатель: Давайте поможем животным разобраться, это будет Третье Испытание Злого Волшебника. Игра – «Кто чем питается?».

Воспитатель: Раздаёт детям предметные картинки. Я раздала вам картинки, когда я назову животное, встанут те ребята у кого на картинке нарисовано то, чем питается именно это животное.

Воспитатель: Медведь.

Воспитатель: Ёж.

Воспитатель: Лиса.

Воспитатель: Белка.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим испытанием. Посмотрите мы расколдовали ещё животных (перевернуть картинки белки и зайца). Кто это?

Воспитатель: Ребята как называется жилище белки?

Воспитатель: Верно. А правда, что заяц живёт в норе?

Воспитатель: Правильно. Ребята, у всех животных есть свои детёныши! А вы знаете кто у кого?

Воспитатель: И Четвёртое Испытание, Игра: «Назови и изобрази детёнышей диких животных»

Воспитатель: За мамой волчицей топали… Кто?

Воспитатель: За мамой лисицей крались… Кто?

Воспитатель: За мамой медведицей шли… Кто?

Воспитатель: За мамой бельчихой скакали… Кто?

Воспитатель: За мамой зайчихой прыгали… Кто?

Воспитатель: Верно. Ребята, молодцы. Присаживайтесь на лавочки.

Наконец - то мы справились со всеми испытаниями правильно, и нам удалось прогнать Злого Волшебника. Мы расколдовали всех диких животных.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой, в детский сад. Для этого необходимо произнести волшебные слова – 1,2,3,4,5, нам домой пора опять. Вот мы с вами и вернулись домой, в детский сад.

Дети: повторяют за воспитателем волшебные слова.

Дети: Мы попали в лес.

Дети: Животные.

Дети: В этом лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, еж, медведь, лось.

Дети: Это дикие животные.

Дети: Потому что они живут в лесу в дали от человека.

Дети: (подходят к ширме и замечают картинку на которой нарисован Злой Волшебник).

Дети: (стоят около воспитателя и слушают его).

Дети: Да.

Дети: (присаживаются на лавочки, слушают загадки).

Дети: Это заяц.

Дети: Эта загадка про волка.

Дети: Эта загадка про лису.

Дети: (обращают своё внимание на мольберт).

Дети: Это медведь и волк.

Дети: Жилище медведя называется - берлога.

Дети: Жилище волка называется – логово.

Дети: У всех животных есть: голова, морда, лапы, хвост.

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Дети: (встают с лавочек в круг и слушают правила игры «Какое животное?»)

Ребёнок: (ловит мяч) и отвечает на вопрос воспитателя: «Лиса - хитрая, рыжая, пушистая».

Ребёнок: (ловит мяч) и отвечает: «Волк - злой, голодный, серый».

Ребёнок: (ловит мяч) и отвечает: «Заяц - длинноухий, ловкий, трусливый, зимой белый, а летом серый».

Ребёнок: (ловит мяч) и отвечает: «Медведь - неуклюжий, бурый, большой, мохнатый».

Дети: (присаживаются на лавочки и обращают внимание на мольберт).

Дети: На картинках изображены лиса и ёж.

Дети: Жилище лисы называется – нора.

Дети: Ёж тоже живёт в норе.

Дети: Да.

Дети: Да.

Дети: (держат в руках предметные картинки и слушают правила игры).

Дети: Встают те, у кого на картинке нарисовано: малина, мёд и подходят к воспитателю.

Дети: Встают те, у кого на картинке нарисовано: грибы, яблоки и подходят к воспитателю, показывая другим детям свои картинки.

Дети: оценивают правильность ответов.

Дети: Встают те, у кого на картинке нарисовано: курица, мышь, заяц.

Дети: Встают те, у кого нарисовано: орешки, грибы, семечки.

Дети: (обращают внимание на мольберт.)

Дети: Это белка и ёж?

Дети: Жилище белки называется – дупло.

Дети: Нет. У зайца дома нет, он живёт под кустом, около деревьев.

Дети: Да.

Дети: Волчата (изображают волчат).

Дети: Лисята (изображают лисят).

Дети: Медвежата (изображают медвежат).

Дети: Бельчата (изображают бельчат).

Дети: Зайчата (изображают зайчат).

Дети: (садятся на лавочки).

Дети: (сидя на лавочках, повторяют за воспитателем волшебные слова).

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий.

Воспитатель: Вам понравилось наше увлекательное путешествие?

Воспитатель: Давайте вспомним кому мы сегодня помогли в лесу. Я начну, а вы закончите: Побывали мы в лесу, повстречали там…?

Воспитатель: Возле хвойной ёлки, бродят злые…?

Воспитатель: Глубоко дупло, не мелко в нём в тепле ночует…?

Воспитатель: Слышу топот чьих-то ножек, по тропинке бродит…?

Воспитатель: Беленький, да маленький, под кусточком…?

Воспитатель: Начал громко он реветь, узнаёте, то…?

Воспитатель: Спасибо вам ребята, вы сегодня мне очень понравились. Всё правильно выполняли и отвечали на все мои вопросы.

Воспитатель: Я вам советую рассказать своим родителям о нашем сегодняшнем занятии и поиграть с ними в те игры в которые мы с вами играли сегодня.

Дети: Да.

Дети: продолжая предложение воспитателя…лису.

Дети: Волки.

Дети: Белка.

Дети: Ёжик.

Дети: Заинька.

Дети: Медведь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (интегрированное занятие - образовательные области: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Путешествие в осенний лес на помощь диким животным"

Обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.Познакомить с новым видом аппликации - аппликация манно...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»

Закрепить представление о геометрических фигурах,закреплять знания детей о частях суток и их последовательности,закреплять знание цифр от 1 до 5....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Мы спешим на помощь сказочным животным»...

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Спешим на помощь диким животным"

Цель: Обогащение представлений детей о диких животныхЗадачи:Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.Развивать память, связную речь, ум...

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ: «Спешим на помощь диким животным»

Цель: Обогащение представлений детей о диких животных и формирование основ экологической культуры младших дошкольниковЗадачи:Формировать у детей обобщенные представления о лесе, как доме животных.Форм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Помощь диким животным» в средней группе

Расширение представлений детей о диких животных (внешний вид, где живут, чем питаются)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Помощь диким животным» в средней группе

Расширение представлений детей о диких животных (внешний вид, где живут, чем питаются)....