Игры, формирующие эмоциональную лексику детей
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Столярова Елена Владимировна

Эмоциональная лексика – неотъемлемая часть  лексикона, необходимая для приобщения детей к разнообразному миру эмоций. Она способствует более точному осознанию и описанию  эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а так же решению коммуникативных задач.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_formiruyushchie_emotsionalnuyu_leksiku_detey.docx115.04 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/27/c9/94/27c9946144fedf62a06479e60b0e5197--paper-frames-belem.jpg

        Эмоциональная лексика – неотъемлемая часть  лексикона, необходимая для приобщения детей к разнообразному миру эмоций. Она способствует более точному осознанию и описанию  эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а так же решению коммуникативных задач.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека.

Формированию детской эмоциональной лексики способствуют игры, направленные на обогащение словаря  словами – признаками (прилагательными), словами – антонимами (словами с противоположным значением), словами – синонимами, а так же наречиями с эмоциональной окраской.

«Какая? Какой? Какое? Какие?»

Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов.

К каждой картинке педагог задает вопрос: «Что можно сказать про предмет – какой..? Какая ….?...» Дети, ориентируясь на вопрос, подбирают слово – признак. Педагог может помочь детям сориентироваться, называя категории признаков (форма, цвет, размер, вкус, длина, ширина, др.).

«Кто больше назовёт слов?»  (по теме, например, «Зима»).

        Детям представляется сюжетная картинка по теме и предлагается назвать как можно больше слов – признаков.  Педагог может помочь детям, задавая вопросы: «Если зимой много снега, зима какая? Если зимой мороз? Если зимой холодно?...».

« Угощаем соком»

        Игра проводится с набором картинок с изображением овощей и фруктов. Можно использовать муляжи.

- Из овощей и фруктов можно приготовить сок. Выберите себе фрукт или овощ и скажите, какой сок из них приготовите. Вот у меня апельсин, значит, я приготовлю какой сок? - апельсиновый сок.

«Какой лист?»https://i.pinimg.com/736x/27/c9/94/27c9946144fedf62a06479e60b0e5197--paper-frames-belem.jpg

        Детям предлагаются картинки с изображением деревьев и отдельно листьев.

        Дети, с опорой на свои знания, соотносят листья с деревьями, а затем, называя дерево, образуют прилагательное:

- У берёзы – берёзовый лист; у дуба – дубовый лист…

«Шкатулки ласковых слов»

        Приготовить шкатулку и фишки, или,  камешки, или,  сердечки…

Девочки ищут ласковые слова для мальчиков и кладут в свою шкатулку на каждое слово камешек, а мальчики ищут ласковые слова для девочек и кладут камешки в свою шкатулку.

        Далее можно попросить  девочек доставать камешек и вспоминать, какие слова называли мальчик и, наоборот, мальчики достают камешки из шкатулки девочек и вспоминают слова, которые называли девочки.

«Нравится – не нравится»

Игра с куклой.

- Какая Катя нравится ? А какая Катя не нравится?

Катя вредничает. Какая она? – вредная. Нравится?....

Катя  веселиться. Какая она? – весёлая. Нравится?...

Какая Катя не нравится? (вредная, грустная, сердитая, жадная…). Какая Катя нравится? (добрая, весёлая, ласковая, щедрая…)...

«Угадай настроение»

Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки), изображенных на картинке и объяснить почему так думаешь.

«Я начну, а ты продолжи»

Когда у меня хорошее настроения, я…

Когда у меня плохое настроение, я…

Хорошее настроение помогает мне…

«Сказочные герои»

Детям предлагается набор картинок (презентация,…)  с изображением  сказочных героев.

Дети называют сказочного героя и подбирают слова – признаки, исходя из особенностей образа, поступков выбранного сказочного героя.

 « Скажи наоборот»https://i.pinimg.com/736x/2f/e4/a8/2fe4a8c46a94e2cd6044e39ba7c5338f--page-borders-happy-faces.jpg

Дети называют слова- антонимы  к заданным словам.https://i.pinimg.com/736x/27/c9/94/27c9946144fedf62a06479e60b0e5197--paper-frames-belem.jpg

Добрый – злой, смелый – трусливый, весёлый – грустный, бедный – богатый, суетливый – спокойный, больной – здоровый, тихий – громкий, жадный – щедрый, ….

        В игре можно использовать образы (сказочные, реальные, животных, т.д.).

«Найди отличия»

Детям предлагаются картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.

Надо найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.

 «Назови лишнее слово».

Классифицикация предметов по существенному признаку, обобщение.

Выделить из серии слов:

Веселый, радостный, хороший.

Удивленный, недоуменный, интересный.

Плохой, злой, сердитый.

Испуганный, боязливый, страшный, слабый.

Грустный, печальный, глубокий.

 Игра «Объясни значение слова».

Объяснение значения слова, описывая его признаки и причины, развитие словесно-образного мышления.

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово (радуется, грустит, злиться, боится, удивляется).

Игра «Исправь ошибку»

В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

 

«Вопрос — ответ».

Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д.https://i.pinimg.com/736x/27/c9/94/27c9946144fedf62a06479e60b0e5197--paper-frames-belem.jpg

Вопросы: «Когда тебе радостно?»

«Почему бывает грустно?»

«Чего ты боишься?»

«Что тебя злит?»

«Чему ты удивляешься?»

 «Продолжи разговор».

Дети делятся по парам. Каждой паре предлагается продолжить разговор в двух лицах по схеме: каждой паре дается определенная фраза с словами эмоциональной лексики. Один ребенок начинает другой продолжает, затем они меняются.

Например:

- «Мне страшно»

- «Почему тебе страшно?».

- «Потому, что…»

- «Я понимаю тебя…. и т. д.

Фразы: «Мне грустно», «я радуюсь», «я злюсь», «я удивлен».

 «Слова-приятели»

Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова - приятеля.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкальной игры на эмоциональное развитие детей с Т.Н.Р.

Стяатья из опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....

игры на эмоциональное развитие детей

Игры на эмоциональное развитие...

Игры на эмоциональное развитие детей

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиян...

Игры на эмоциональное развитие детей средний дошкольный возраст

Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. В целом, дошкольный возраст ...

Игры на эмоциональное развитие детей старший дошкольный возраст

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоци...

Развитие эмоциональной лексики детей с ОНР посредством коммуникативных игр.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотн...