Влияние музыкальной игры на эмоциональное развитие детей с Т.Н.Р.
статья на тему

Стяатья из опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

                                                                                                 

Влияние музыкальной игры на эмоциональное развитие

детей с тяжелыми нарушениями речи

     Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всё возрастающие негативные воздействия окружающей среды, включая плохую экологию и напряжённость в человеческом обществе.  Отечественных психологов  А.И.Захарова, А.С. Спиваковскаой,  Р.В. Овчаровой, И.А. Невского отмечают, что  под воздействием негативных социально-психологических, социальных и педагогических факторов в дошкольном возрасте,  прежде всего,  страдает эмоциональная сфера ребёнка. С каждым годом возрастает количество детей с нарушениями социально-педагогического генеза: эмоциональная нестабильность, нарушения поведения, невритические расстройства и другие отклонения в  психоэмоциональном  развитии.

     Психологи А.В. Алексеева, Й. Лаегмеер, З. Матейчик и др.  видят  различные причины возникновения эмоционального дискомфорта ребёнка: неблагополучные  отношения в семье, особенности личности самого ребёнка,  заниженная или завышенная самооценка, авторитарный стиль руководства взрослым и  межличностные отношения детей. По мнению А.А. Нурахуновой, эмоциональное благополучие имеет  разные формы проявления в поведении. Исследователи А.С. Белкин, Е.Д. Белова, С.Г. Файнберг и др. связывают эти проявления нарушений в поведении с недостаточным развитием тормозных процессов у дошкольников, преобладанием у них процесса возбуждения над торможением.

     Детям  с тяжёлыми нарушениями речи свойственна пассивность, синтезивность,  неустойчивость эмоционального фона, склонность к спонтанному поведению. Расстройства  эмоциональной и личностной сфер не только снижают работоспособность, но и часто приводят к явлениям социальной дезадаптации. Поэтому особенности детей  с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать в работе и выстраивать её с учетом специфики эмоциональной сферы детей данной категории.

     В психолого-педагогической литературе предлагается много разнообразных методов коррекционной работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии эмоциональной сферы. Однако  все авторы выделяют игру как  оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка.

     Игровая деятельность детей эмоционально углубляется восприятием музыки. Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.  По мнению известного психолога Б.М. Теплова благодаря своим особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создаёт ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы ребёнка. Воздействуя на эмоционально-личностную сферу детей, музыка в процессе игры выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

     Результаты диагностических данных определили  необходимость оказания комплексной психолого-педагогической помощи дошкольникам  с целью коррекции отклонений в их эмоционально-волевой  сфере. Характер  нарушений эмоциональной сферы у детей  с патологией речи  определял задачи коррекционно-развивающей работы:

- развивать умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике, передавать различную гамму чувств,  умение выразить свои чувства в движении и речи;

- развивать внимание память, мышление, восприятие на основе усложнения заданий;

- тренировать подвижность (лабильность) нервных процессов – умение изменять направление и характер движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального  произведения;

- развивать коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения;

- воспитывать  чувства такта, культуры поведения в процессе группового общения.

     Для решения поставленных задач был систематизирован материал  по музыкальным  играм с учётом их педагогической и коррекционной направленности, выделены важные условия, способствующие их выполнению:

- использование разнообразных  методов и приёмов;

- обеспечение психологического комфорта;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, речевых и психических особенностей;

- последовательная подача музыкального материала с постепенным усложнением задач;

- многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

     В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие  с педагогами групп, специалистами и родителями воспитанников.

     Развитие и обучение детей в игре происходило на музыкальных занятиях и в рамках музыкально-игрового  часа. Структура музыкально-игрового часа включала в себя разнообразные игры, которые имели определённый способ действия, игровой замысел и правила,  находящиеся на разном этапе работы. Условно были выделены три этапа работы над игрой.

1 этап    - создание мотивации игры и целостного впечатления о музыке;

         - объяснение содержания;

         - освоение игровых действий детьми.

2 этап    - формирование двигательных, речевых,  вокальных навыков;

         - осознанное  и качественное выполнение движений;

         - уточнение представлений детей о музыке.

3 этап    - автоматизация и совершенствование навыков;

        - самостоятельность, творчество в выполнении игровых действий и правил игры.

     Для каждого этапа работы над музыкальной игрой отбирались соответствующие методы и приёмы. В начале обучения использовался наглядно-слуховой метод – выразительное исполнение музыки и приём мимического, тактильного и моторно-двигательного  уподобления эмоциональному содержанию музыки. На этапе углублённого разучивания, наряду с показом и объяснением, использовались приёмы, активизирующие психические процессы детей: метод  контрастных сопоставлений; приём ошибочного выполнения задания взрослым; опорные схемы и пиктограммы; мысленное представление и проговаривание действий; оценка  и самооценка;

     Ценность музыкально игрового часа, как новой формы работы с детьми заключается в следующем:  

- поддержании  интереса  и стимулировании  активности детей за счёт использования  на одном занятии игр разной подвижности, формы проведения и их  педагогической направленности,

- целенаправленном взаимодействии  мимики, движений, предметных действий в передаче музыкального образа

- систематичности  проведения, периодичности повторения, с учётом пожеланий детей

- взаимодействии всех участников педагогического процесса

     По результатам психолого-педагогического исследования отмечается положительная динамика изменений в эмоционально-личностной сфере ребёнка. Использование  музыкальной игры в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи мобилизует творческие силы ребёнка, оказывает мощное воздействие на коррекцию недостатков интеллектуально-личностного, социального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

Влияние родительских установок на эмоциональное развитие детей

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, устано...

Самообразование. Взаимосвязь музыкальной деятельности и эмоционального развития детей.

Взаимосвязь музыкальной деятельности и эмоционального развития детей.Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введе...

Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей.

Эмоции-это прежде всего , сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Иными словами ,эмоции показывают:либо мы стремимся к чему-то, либо бежим от цели. (В.В.Зеньковски...

Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия...

Влияние театральной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Среди многих проблем в системе дошкольного образования проблема развития эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное внимание. Уделяя большое внимание познавательному и физическому разви...