Основные направления словарной работы с дошкольниками.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Корчагина Светлана Александровна

Работа с синонимами, антонимами, многозначными словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_slovarnoi_raboty_s_doshkolnikami.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления словарной работы с дошкольниками.

Один из важных принципов словарной работы с дошкольниками -объединение слов в тематические группы и расширение ассоциативных связей между словами. От слова-ядра образуется тематический ряд. Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в речь ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Работа с синонимами:

Подберем глаголы, связанные с характеристикой движения:

идти, шагать, брести, плестись, тащиться, волочиться.

А вот ряд глаголов, обозначающих процесс словесного общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил, запутал.

Работа с антонимами:

Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и противоположного значе- ния, дети глубже осознают многозначность слова.

Вот примеры синонимов: старый дом — ветхий; старое пла- тье — рваное; старый друг — давний, старый билет — недействи- тельный.

Вот примеры антонимов: свежий хлеб — черствый; свежая газета — вчерашняя; свежая рубашка — грязная.

Многозначность слова показывается дошкольникам на хоро- шо знакомых словах с конкретным предметным значением: (руч- ка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), причем здесь могут использоваться слова разных частей речи: прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный) и глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т.п.

Работа над многозначными словами может идти по такому направлению: название слова, подбор к нему признаков и дей- ствий, составление словосочетаний, затем предложений и, в ко- нечном итоге, использование многозначных слов в связном тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

I Основные направления коррекционной работы воспитателя: 1 Физическое развитие а)Здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, физкультминутки, обучение плаванию, подвижные игры, спортивные, народные,...

Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....

Основные направления коррекционной работы на логопункте

Разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств (из опыта работы учителя-логопеда базового учреждения федеральной стажировочной площадки МБДОУ ЦРР-ДС станицы Северской Краснодарского...

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...

Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития

В статье представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада....