конспект нод "ВЕСЕННЕЕ ПРОИШЕСТВИЕ"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

ПЕТРУННИКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

КОНСПЕКТ НОД "ВЕСЕННЕЕ ПРОИШЕСТВИЕ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 «Весеннее происшествие»

Программа

«От рождения до года»

Возраст

Средняя группа

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интеграция с другими образовательными областями

Дата

Форма проведения

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей

Цель

Формирование устной, связной речи и навыков составления связного текста.

Воспитательные задачи

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

-воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Развивающие задачи

- развивать фонематический слух;

 -совершенствовать интонационную выразительность речи;

 - развивать монологическую и диалогическую  речь

- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

Образовательные задачи

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

-упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;

-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;

- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении

 -расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

-учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

 -учить подбирать слова-определения к существительному

- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

-учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Планируемый результат

- Закрепить умение отвечать полным предложением;

-научить составлять рассказ, по опорным картинкам

-расширить представление о природных изменениях

Методы и приемы

Игровой, наглядный ,словесный, практический

Наглядные средства обучения

несколько конвертов разных цветов и разных фигур (квадратные. прямоугольные),конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; бельевые прищепки, круг из жёлтой бумаги; кукла с наборами зимней и весенней одежды, раскраски на тему ранней весны, аудиозаписи «Ручей» и «Весенняя песенка»

Организация детей

Индивидуальная работа

Помогать с выполнением заданий отстающим детям

Словарная работа

Проталины, лучистое, весенняя капель, перелетные, зимующие птицы.

Предварительная работа

.Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников, работой техники);

· опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;

· рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;

· чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

· разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры

· худ.творчество: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами

Структура

  1. Сюрпризный момент
  2. Чтение сказки
  3. Игра «Солнышко весной»
  4. Совместная работа с детьми (рассказ по опорным картинкам)
  5. Игра «Мама и малыш»
  6. Составление рассказа детьми самостоятельно
  7. Подведение итогов
  8. Продуктивная деятельность

Ход  НОД

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Воспитатель: Хотите узнать, что там ? Давайте почитаем! Сказка

(Предлагаю присесть и послушать)        

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца — Зима, 3 месяца — Весна, 3 месяца — Лето и 3 месяца — Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце — самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко

Игра «Солнышко весной«( подбор прилагательных)

Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные:

· солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?

Восп.: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.. Но в конверте лежат карточки- подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку.

Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?

Достается карточка с изображением подснежников на проталине.

Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

-Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Возьмите платочки. (Дети берут платочки из органзы и показывают распустившийся цветок)

Воспит.: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспит.: Украсим нашими платочками группу и посмотрим, что же дальше было.

Достается картинка с изображением сосулек.

Воспит.: А это что?

Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

— Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.:(подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять(играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.

Воспит.: Посмотрим что же случилось потом.

Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

-Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспит.: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

— На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспит.: Что же еще происходит весной?

Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

-С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

-А зимующие птицы куда денутся? (Ответы детей: улетят туда, где холодно)

Возьмите по одной птице. Расскажите, какая у вас птица (например: это птица снегирь, она зимующая). А теперь давайте расселим наших птиц : перелетных крепим к солнышку, зимующих к снежинке (работа на ковролине).

Воспит.: А что же в это время происходит в лесу? (Дети: у зверей появляются детеныши)

Воспит.: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.

Итог:

-У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.

Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».(Напр.: медведь — медвежата — медвежонок).

Воспит.: Ау нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?

Ответы детей. Воспитатель подводит итог:

-Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

-Кукла Катя собралась на прогулку. Давайте посмотрим, правильно она оделась? Что ей надо поменять? (Ответы детей, речь доказательство. На кукле переодеваются валенки на ботиночки, теплая шапочка на облегченную)

Воспит.: Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.(Идет закрепление материала)

Рассказ .

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.

Воспит.: молодцы, ребята. Очень интересный рассказ у нас получился.   А к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проишествие в лесу"

Консультация для родителей "Проишествие в лесу"Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белгоро...

Осеннее проишествие

сценарий осеннего развлечения...

Рекомендации для родителей профилактика дорожно-транспортного проишествия.

Уважаемые родители!Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь ваших детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше будете уделять большое внимание пр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему" Проишествие на полянке"

Данное занятие помогает детям закрепить представления о цветах, способах их выращивания.  Способствует более полному пониманию детьми существующих взаимосвязей в природе, желанию проявлять заботу...

Конспект НОД "Проишествие в городе Дорожных знаков"

Конспект НОД по Правилам Дорожного Движения с детьми 4-5 лет "Проишествие в городе Дорожных знаков"...