Проектная деятельность в группе раннего возраста. "Сказка учит говорить"
проект по развитию речи (младшая группа)

В раннем возрасте происходит стремительное развитие всех систем и органов ребёнка, а речь не всегда развита в соответствие с возрастом. Многие родители считают :придёт время- заговорит! Но время может быть безвозвратно упущено, т.к. развитие ребёнка будет неравномерно, а с возрастом могут развиться комплексы, которые трудно будет преодолеть. Всему своё время! Поэтому надо использовать все возможности, методы и приёмы для полноценного физического, психического, интеллектуального развития. А без адекватного речевого развития это невозможно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_uchit_govorit.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

        МК ДОУ детсад №2 г. Острогожска, Воронежской обл.                     

             

  Проект с группой  детей раннего возраста

                      «Сказка  учит говорить».

                                             

                                               (Воспитатель ВКК   Мищенко И.И.)

Описание материала: Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Сегодня каждый педагог ДОУ занялся поиском выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты дошкольного образования.

Мною был выбран и реализован проект «Сказка нас учит говорить» с детьми раннего возраста с использованием театрализованной деятельности, элементов детского фольклора на базе МК ДОУ детского сада №2 г.Острогожска.

В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов детского фольклора.

Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по речевому развитию ребенка.

       

                                      Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители.

Цель:

Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Задачи с учетом областей ФГОС:

                                                  Речевое – развитие.

  1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
  4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.

                                              Познавательное развитие:

  1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
  2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
  3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.

                                     Социально-коммуникативное развитие:

  1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
  2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
  3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
  4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетной  игры.

                               Художественно-эстетическое развитие:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.

2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

                                                  Физическое развитие:

1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.

2. Овладение подвижными играми с правилами.

                                       

                                    Этапы реализации проекта

Цели этапа

Содержание

Вводный (Октябрь)

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

  1. Обследование уровня речевого развития детей.
  2. Анкетирование родителей «Читая, учим говорить?»
  3. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения», «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников».
  4. Создание предметно-развивающей среды в группе.
  5. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
  6. Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», видиотека с русскими народными сказками, сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
  7. Подготовка консультаций для родителей «Роль книги в жизни ребенка», «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье»; и педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Сказка глазами детей и педагогов».
  8. Подготовка презентаций, народных потешек, сказок.

Основной ( Ноябрь. Декабрь. Январь.Февраль.)

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство с русскими сказками и их героями.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

- привлечение к активному участию в праздниках и развлечениях,

- настольный театр к сказке своими руками.

Раскрыть значимость фольклора в развитии речи детей для педагогов.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

декабрь

Чтение сказок «Репка», «Колобок».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольного, театра «Репка».

Ознакомление с художественной литературой: «Репка».

НОД по развитию речи: «Наша дружная семья»  (по мотивам русской народной сказки «Репка»).

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

Выступление на родительском собрании «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».

Буклет «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников».

Организация выставки «Моя любимая сказка».

Ноябрь

Показ кукольного театра «Колобок».

НОД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка), «Путешествуем с Колобком».

Театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам к бабушке в деревню», Игра-инсценировка: «Мой мишка».

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

Консультация «Домашний кукольный театр».

    Самодельный театр «В гостях у сказки»

Выступление на педагогическом совещании  по раннему возрасту  «Фольклорные и театральные игры в работе с детьми раннего дошкольного возраста , как залог  благополучной адаптации».

Январь

Чтение сказок «Теремок», «Варежка», «Курочка Ряба».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольного, пальчикового театра «Теремок», настольных «Варежка», «Курочка Ряба».

Ознакомление с художественной литературой: «Сказочный сундучок».

НОД по развитию речи: «Кто как кричит?», «В гости к бабушке»,

Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?», «Веселый теремок».

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

 НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок»

Театрализованное развлечение «Весёлый теремок»

Февраль

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Показ настольноготеатра «Заюшкина избушка»

НОД для детей по развитию речи: «Заюшкина избушка», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки!»…

Театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка».

Театрализованное развлечение «Сказочные узелки».

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка глазами детей и педагогов»

Игротека «Театр, театр, театр» (показ самодельных театров)

Итоговый (Март)

Представление продукта деятельности

  1. Информационная статья  «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)».
  2. Обобщение опыта работы на педсовете «Развитие речи детей   младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
  3. Презентация опыта работы «Нас сказка учит говорить».
  4. Картотеки и сборники НОД, развлечений с элементами театрализации:
  5. НОД по развитию речи, театральной деятельности, ознакомлению с художественной литературой;
  6. Тематика развлечений по театрализованной деятельности;
  7. Дидактические игры по развитию речи младших дошкольников;
  8. Подвижные игры;
  9. Хороводные игры;
  10. Пальчиковые игры и упражнения.

В результате опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, а также развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу: его обычаям, традициям, богатству языка.

Работая над развитием речи младших дошкольников, можно определенно сказать, что использование малых форм фольклора в проектной деятельности эффективно и актуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми раннего возраста «Сказка нас учит говорить» с учетом внедрения ФГОС в практику работы дошкольной организации

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.Тип проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: Дети, педагоги, родители.Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством теат...

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...

Творческий проект для детей раннего возраста «Сказка нас учит говорить»

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста. «Сказка учит говорить»

Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста.«Сказка учит говорить»...

Конспект по конструктивно-модельной деятельности в первой группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла»

Конспект по конструктивно-модельной деятельности в первой группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла»...