Статья "Музыка и речевое развитие дошкольников"
статья по развитию речи

Юдина Анжела Александровна

 

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.         Л.С. Выготский говорил: «Гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной».

 Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

  • развитие словаря;
  • обучение рассказыванию и чтению стихов;
  • формирование диалогической речи;
  • ознакомление с литературой и поэзией
  • воспитание культуры речевого общения;
  • развитие дыхания.

Наша задача — учить детей говорить на литературном языке. 

Дети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные.

Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечёткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб». Часто, не дослушав музыку до конца, выкрикивают ответ (не всегда правильный) или перебивают товарища. У таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки, и у речи есть особый письменный код - это ноты и буквы, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Проводя с детьми музыкальные занятия, мы берём в поле зрения не столько их голос, который начинает лишь оформляться, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание.

Сначала анализируем все положительные и отрицательные стороны артикуляционных навыков ребёнка и в зависимости от них строим дальнейший план занятий. У старших дошкольников в большинстве случаев механизмы речи ещё не закреплены, а нередко даже закреплены неправильно, что обязывает нас обращать внимание на культуру речи ребёнка и стараться проводить с ним небольшие беседы, приучающие не только к хорошему произношению слов, но и к правильному построению речи.

Приведу примеры. Перед прослушиванием в средней группе пьесы Д.Б. Кабалевского «Клоуны» спрашиваем: «Кто из вас был в цирке? Кто вас там смешил? Как? Что больше всего понравилось? Почему?». Завязывается доверительная беседа. Все дети хотят поделиться впечатлениями о посещении цирка, в беседе принимают участие даже самые застенчивые. И здесь в беседу вступают даже «молчуны».

Такие диалоги и коллективные беседы дают материал для скорейшего ознакомления как с положительными и отрицательными речевыми данными ребёнка. Обнаруженные у детей недостатки — дефективные согласные, нечёткие гласные, искажение окончаний слов, крикливость, открытость звучания, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность, свидетельствующая о повышенной возбудимости ребёнка — берутся под наблюдение и устраняются.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Попевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, 1-это работа над дыханием, 2-работа над дикцией и 3-постановка голоса.

  1. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру «Понюхай цветочек», «Подуй на листик». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, аккуратно дуть на листок, в то время как правильное дыхание начнет само формироваться.

Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню.

Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие. Мы скорее имеем возможность разобраться в музыкальных данных ребёнка и делаем для себя полезные и необходимые выводы.

Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение.

Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

 Признаки выбора песни. Что главное при их разучивании?

-   Критериями при отборе песен служат особенности поэтического текста и музыки.

  -Текст песен должен быть рифмованным и ритмичным. Дети лучше и быстрее запоминают такие стихи.

-Необходимо, чтобы дети понимали содержание стиха.

  1. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

 Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо подпевать. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Подпевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

3) постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Исследования показали, что использование музыки при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие . Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии.

Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников.

Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников.

 Например, мы слушаем «Марш Черномора» из сказочно-эпической оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки по одноимённой сказке А.С. Пушкина. Образ Черномора здесь дан без слов. Его характеризует яркая, выразительная, сразу запоминающаяся музыка в жанре марша — пышное шествие свиты Черномора. Его образ вызывает у детей смех и пренебрежение к крошечному злому старцу с огромной бородой, которую несут на подушках . Причудливый, угловато-гротескный марш Черномора сменяется волшебными плясками рабынь.  Дети легко справляются с описанием марша. Композитор талантливо через музыку сумел дать характеристику злому волшебнику: смешной, хотя и хочет показать, что он сильный и самый главный; величественный, царский, хотя уродливый и крошечный (показывают мизинец, делая смешную гримасу). Предлагаем детям передать в движениях «Марш Черномора». Это вызывает настоящий восторг!

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....