Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8. Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Буторина Алена Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи с применение технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_tehnologii_triz_starshaya_gruppa.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе № 8.
Тема: «Пересказ басни Л.Н. Толстого « Два товарища» (с использованием технологии ТРИЗ)


Цель: продолжать учить осваивать правила пересказа с использованием технологии ТРИЗ, познакомить детей с новым литературным жанром басней, с её особенностями.

Задачи: 
Образовательные: 
Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
Развивать речь детей с помощью чистоговорок.  

Расширять и обогащать словарный запас детей.
Закреплять знание алгоритма пересказа.
Развивающие:
Понимать значение понятия - дружба, связывать значение слова с определенной ситуацией.

Развивать диалогическую речь посредством театрализации при пересказе.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к произведениям Л.Н.Толстого.
Закреплять навыки организованного поведения на занятии, формировать доброжелательность и дружелюбие. 

Предварительная работа: беседа о дружбе, рассматривание иллюстраций и картинок о дружбе, рисование рисунков в подарок другу, чтение стихотворений о друзьях, знакомство с биографией Л.Н.Толстого.


Материал: картинки и маски с героями сказки для пересказа; алгоритм пересказа.
 Методы и приемы: Имитация, артикуляционная гимнастика, чистоговорка «Весна»,
игра «Кто кем был», пересказ, рефлексия.

   

Ход НОД:

1. Организационный этап. 

Имитация

Дети стоят в кругу.
В: Ребята, представьте, что мы сейчас пойдём на улицу. Что нам для этого нужно сделать? (Одеться) Какое время года на улице? Какой месяц?
В: Наступила весна. На деревьях набухают и лопаются почки. Птицы весело щебечут. А в лесу в это время животные просыпаются от спячки. Кто это? Всё живое просыпается и радуется весне и солнышку. Хорошо, тепло, спокойно. Поздороваемся с Солнышком, Весной- красой!

Дети. Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Весна-красна!

Возвращаемся в группу.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Чищу зубки», «Блинчик» «Вкусное варенье «Чашечка».

 В: Наш язычок тоже хочет погулять и поиграть: он проснулся; улыбнулся, улыбнулись друг другу и гостям; умылся; почистил зубы; на завтрак поел блинов с клубничным вареньем и попил чаю.

Чистоговорка «Весна»:

 НА – НА – НА - наступила вновь весна

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло

 Игра «Кто кем был?» (Тот, кто ответил, садится)

Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше? {Показывает картинки.)

Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?

Дети. Взрослым мужчиной, папой,юношей, мальчиком.

Воспитатель. Курица была...

Дети. ...яйцом.

Воспитатель. Помидор...

Дети. ...семечком.

Воспитатель. Стол...

Дети. ...деревом.

Воспитатель. Платье...

Дети. ...хлопком.

Воспитатель. Лошадь...

Дети. ...жеребенком.

Воспитатель. Хлеб...

Дети. ...зерном.

Воспитатель. Рыба...

Дети. ...икринкой.

Воспитатель Полицейский...

Дети. ...ребенком.

2. Основной этап.

- Что такое пересказывать? (Рассказать друг другу о чем - то интересном)
- Зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы что-нибудь узнать)
- Как называют людей которые много занют? ( Умный)
- Так зачем нужно уметь пересказывать? (Чтобы больше знать о мире)
Выразительное чтение педагогом сказки. 
Выставляется 1схема. У нас есть ПРАВИЛО – ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ.
В: Сегодня мы с вами познакомились с басней “Два товарища “. 
Басня - это короткая поучительная история.

БАСНЯ ДВА ТОВАРИЩА. (Л.Н.Толстой).

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

- Вам понравилась басня?

- Чем понравилась басня?

- О ком рассказывается в басне?

- Что произошло в лесу?

- Как повели себя друзья?

- Что чувствовал мальчик, который лежал на дороге, когда к нему подошел медведь?

-Как можно назвать этого мальчика?

- Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве?

- Как можно назвать этого мальчика?

- Можно назвать этого мальчика другом?

 В: Что вы сейчас делали? (Слушали сказку)

Схематизация текста по предложениям.

Выставляется 2 схема.
В: А чтобы её запомнить, что надо сделать? (Надо её представить и нарисовать) 
СЛЕДУЮЩЕЕ ПРАВИЛО – НАДО ПРЕДСТАВИТЬ
В: Что мы зарисовывали?


Разыгрывание сказки в диалоге точно по тексту.
Выставляется 3 схема.
В: А сейчас мы с вами превратимся в героев басни и покажем её. (Дети по желанию берут маски и разыгрывают сказку)


Самостоятельный пересказ сказки взрослым или товарищу.

КАКОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО? ПОСЛЕДНЕЕ ПРАВИЛО – НУЖНО ПОДОЙТИ К ВЗРОСЛЫМ ИЛИ ТОВАРИЩУ И РАССКАЗАТЬ ИМ.
Выставляется 4 схема.
В: Молодцы!

3.Подведение итогов. Рефлексия.

В: - Кто автор сказки?
- Как она называется?
- Света, что произошло в лесу?
-Кирилл, какой герой тебе больше всего понравился?
- Что мы делали? (пересказывали басню)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ сказки Еж». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого. Чтение сказки и показ презентации к ней Работа над текстом(ответы на вопросы по сказке).Проговаривание скороговорки...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему : «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде гр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»

Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;-отвечать на вопросы полными ...