Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_5_fevral.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;

- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», сказках других народов («Айога», «Как лисичка бычка обидела», сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;

- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей;

- развивать умение отгадывать загадки;

-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;

- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

- совершенствовать связную речь;

-расширять словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

- формировать интерес у детей к ООД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

Методы и приемы:

1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

4) практические: работа с опорными схемами

Оборудование: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина, портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.

Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.

Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение (ответы детей)

Воспитатель: У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

Игра «Встали дружно все мы в круг»

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

(Книга.)

Воспитатель: Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста.

Рассматривание книжной выставки.

Воспитатель: Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)

Воспитатель: К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

Воспитатель: Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

Игровая мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)

Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёжик)

Воспитатель: Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют (Ответы детей)

Воспитатель: По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».

Дидактическая игра «Придумай ласковое слово».

Воспитатель:  Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

Воспитатель: А что подумал телёнок, увидев ежа?

Воспитатель: Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж» (Показ книги)

Чтение сказки.

Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

Беседа по содержанию. Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

Воспитатель: Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа). (Показ картинки с изображением теленка и ежа).

Воспитатель: Что теленок сказал ежу (Я тебя съем.)

Воспитатель: А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

Воспитатель: И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй».)

Воспитатель: А что значит выражение «клубком свернулся» (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения

Воспитатель: Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.

Воспитатель: А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

Воспитатель: Потому что чего- то боятся, от испуга.

Воспитатель: Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа).

Воспитатель: Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения

Воспитатель: «Задрав хвост» значит поднять кверху.

Воспитатель: А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения

Воспитатель: «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому, что хотят показать свое преимущество над соперником.

Воспитатель: Что значит «растопырил» (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения

Воспитатель: «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

Воспитатель: Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться). (Показ картинки).

Воспитатель: Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)

Воспитатель: Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

Воспитатель: Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

Воспитатель: Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).

Воспитатель: И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

Воспитатель: А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

Воспитатель: А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

Воспитатель: Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

Воспитатель: Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

Воспитатель: А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик»

По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Пересказ сказки с опорой на графические схемы

Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

Воспитатель: А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)

Воспитатель: Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

Воспитатель: И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)

Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям)

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

Воспитатель: А как бы ты озаглавил эту сказку?

Анализ ООД

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)

Воспитатель: Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)

Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии

Итог занятия

Воспитатель: А где мы с вами сегодня были?

Воспитатель: Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)

Воспитатель: Что вы там узнали нового?

Воспитатель: В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»

Цель: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого.Задачи.1. Образовательные:-учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст;-отвечать на вопросы полными ...