Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа)

Широкова Ильмира Камильевна

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Широкова Ильмира Камильевна

воспитатель

Пед. стаж: 21 год

Кв. категория: высшая

Дата последней аттестации: январь 2019

Дата предполагаемой аттестации: январь 2024

ТЕМА:  «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

2019– 2020 учебный год

Старшая группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020

Санкт – Петербург, Колпино

2019

Тема

 «Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.

Цель

Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Этапы работы

1 этап. Организационно-диагностический

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное
  • Подбирать слова-антонимы

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Консультации с зам. зав по УВР по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию старшего  дошкольного возраста»

Изучение и обобщение психолого- педагогической  и методической литературы  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 5-6 лет»

2 этап. Теоретический

Октябрь

Дидактические игры:

  • «Приготовим салат»
  • «Назови правильно»
  • «Магазин»
  • «Отгадай»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Формирование и оформление методической копилки (составление  плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 5-6 лет» (особенности развития детей)

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Дидактические игры:

  • «Найди отличия»
  • «Путаница»
  • «Новая квартира»
  • «А у нас»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Декабрь

Дидактические игры:

  • «Сочинялки»
  • «Кто, где живет?»
  • «Новоселье»
  • «Диалоги»

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Игра, как средство развития

речи дошкольника».

Январь

Дидактические игры:

  • «Что напутал незнайка?»
  • «Кто сумеет похвалить»
  • «Какая, какое, какой?»
  • «Скажи какой»

Буклет «Рекомендации по планированию дидактических игр для педагогов»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей

«Значение дидактической игры в жизни ребёнка»,

Февраль

Дидактические игры:

  • «На выставке»
  • «Загадка»
  • «Кто внимательнее»
  • «Задумай слово»

Консультация для

педагогов

«Дидактическая игра как

средство речевого

развития дошкольников»

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Анкетирование

«Игра в жизни вашего ребенка»

Март

Дидактические игры:      

  • «Какое что бывает?»
  • «Что для чего»
  • «Играем со сказкой»
  • «Нарисуем картину словами»

Мастер – класс

«Игра по развитию речи

детей своими руками»

Оформление картотеки  «Словесные дидактические игры»

Составление памяток для

родителей по данной теме

Апрель

Дидактические игры:      

  • «Придумай сказку»                  
  • «Я начну, вы продолжите»                  
  • «Объясни, покажи»      
  • «Скажи по - другому»

Взаимодействие с

учителем-логопедом

Оформление карточек - схем и картинок для разучивания стихотворений.  

Консультация «Учимся играть

правильно» (картотека игр для

развития речи)

Май

Фотовыставка «Вот как я играю в детском саду»

Показ непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

Взаимодействие с

учителем-логопедом

Составление отчета по выполнению плана по самообразованию.

Родительское собрание «Во

что играют наши дети?»

Список используемой литературы

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Ребенок в детском саду».

4. Журнал «Воспитатель ДОУ»

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

6. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994

7. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007

8. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998

Список используемой литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...