Конспект развивающей образовательной ситуации в старшей группе "Россия - наша Родина".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никитина Ольга Николаевна

Систематизация представлений детей о России как о родной стране, формирование представлений о государственной символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Никитина Ольга Николаевна

Должность: воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ

Развивающая образовательная ситуация «Россия – наша родина».

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать представления о России как о родной стране.

Активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина —    Россия».
     Продолжать формировать у детей представления о российской символике.

Развивающие:

Развивать связную речь, расширять словарный запас.

Закрепить умения выразительно читать стихотворения, пословицы о Родине.

     Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
    Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к истории своей страны.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Предварительная работа:

  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений и пословиц о Родине.
  • Беседы о российской символике.
  • Прослушивание гимна России.

 Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации;
  • коробка «Почта России»;
  • проектор, интерактивная доска;
  • флаги стран;
  • ленты трех цветов;
  • глобус, мяч, воздушный шар;
  • магнитофон;
  • аудиозапись колыбельной, плясовой, марша, гимна России.
  • листы бумаги по количеству детей.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована?

Дети читают адрес: «Детский сад «Аленький цветочек». Подготовительная группа»

Воспитатель: Давайте мы её откроем и посмотрим, что же в ней? (Воспитатель достаёт глобус). Ребята, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?

Дети: Модель планеты Земля.

Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?

Дети. Страна, в которой мы живем - называется Россия.

Воспитатель. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?

Дети. На карте я вижу Россию, реки, озера, горы, точки.

Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на карте? (Ребенок показывает). А какой город является столицей нашего государства?

Дети. Город Москва. (Ребенок показывает на карте).

Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.

ИГРА «Передай сердечко – сложи словечко».

Воспитатель: Ребята наша Россия - большая, красивая страна. А какая же она еще? Мы будем передавать мячик по кругу и говорить – какая наша Родина. Россия какая? (любимая, могучая, богатая, великая, сильная)

А теперь потихоньку садитесь на свои места. Послушайте стихотворение «Необъятная страна».

Ребенок. Если долго - долго – долго

В самолёте нам лететь,

Если долго - долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (Татьяна Бокова)

Воспитатель. Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?

Дети. Слово Родина означает страну, в которой мы живём. Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. Россия это наша большая Родина.

Воспитатель. Народ придумал много пословиц о Родине. Какие вы знаете пословицы?

Дети. «Одна у человека мать, одна  и Родина».

«Родина любимая – мать родная».

-Как вы понимаете смысл этой фразы? (мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине).

На чужой стороне и весна не красна.

Где родился, там и сгодился.

Человек без Родины, что соловей без песни. (смысл объясняют дети).

Воспитатель. Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.

Давайте поиграем в игру.

Игра «Кто в какой стране живет? »

В Италии-

В Испании -

В Америке -

Во Франции -

В Германии -

В Китае -

Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, чем отличается наше государство от другого?

 Дети. У каждого государства есть свои отличительные символы. Гимн, герб, флаг.

(Воспитатель достаёт из посылки флаг России)

Воспитатель. Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, ромашки, облака.)

- Синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера)

 - Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).

- Во всём мире цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный  – отвагу.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».

Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами  государственного флага России.

Ребенок. Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен флаг? (ответы детей)

Дети. Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать из какой страны корабль. Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны участвуют в соревнованиях. Флаг изображён на форме спортсменов. Во время  награждения победителей в их честь на стадионе поднимается флаг их страны. Очень часто президент и члены правительства отправляются в другие страны с визитами. Около здания, где проходит встреча, вывешиваются флаги обоих государств.

Воспитатель. Давайте найдём Российский флаг.

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

На доску выставляются крупные изображения флагов разных стран:  России, Словакии, Словении, Франции, Нидерландов, Хорватии, Сербии, Люксембурга, Чехии. Предлагается детям найти российский флаг и назвать местоположение на полотне. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Динамическая пауза «Собери флаг». (с лентами)

Детям раздаются по 2 ленты одного цвета. Цвета лент соответствуют цветам российского флага. Дети бегут по кругу, а по сигналу воспитателя строят флаг России.

(Воспитатель достаёт из посылки герб России).

Игра «Собери герб России».

Дети делятся на пары или тройки. Им раздаются конверты с разрезанными частями. Их частей необходимо собрать целое – герб.

Воспитатель: Ещё один важный символ государства - герб страны. Ребята, расскажите, что представляет собой герб нашей Родины?

Дети. На красном щите изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель: золотой цвет орла означает - цвет солнца, цвет радости и богатства. Зачем же орлу две головы?

Дети: головы могут увидеть врагов с разных сторон, так как они смотрят в разные стороны.

Воспитатель: в лапах орел держит символы царской власти: скипетр и державу. Двуглавый орёл является символом России уже очень много лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, этим копьём Георгий Победоносец победил дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Воспитатель: Российский герб, так же как и флаг играет большую роль в жизни нашего государства. Ребята, где мы можем увидеть изображение герба?

Дети: Герб можно встретить на деньгах, различных печатях, на почтовых конвертах, пограничных столбах

Воспитатель: В первую очередь изображение российского герба можно увидеть на границе нашей Родины: иностранные граждане, приезжающие в Россию, видят на пограничных столбах наш герб- один из главных символов государства. У каждого человека есть документ, который подтверждает, что этот человек является гражданином какой-либо страны, этот документ называется паспорт. На паспорте гражданина России также изображен герб нашей Родины.

(Воспитатель достает из посылки диск с аудиозаписью).

Воспитатель. Есть у каждой страны, особенная самая главная песня - гимн. Гимн страны - это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Давайте послушаем несколько мелодий и подумаем, что хочется делать под эти мелодии? (Звучит колыбельная, плясовая и марш.)

 - Первая мелодия спокойная и нежная, под нее, что хочется делать? (расслабиться и заснуть, дети показывают, как они засыпают);

 - Вторая – задорная и веселая (танцевать, дети танцуют),

-Третья – торжественная и стремительная (под нее хочется идти на параде красивым шагом, дети маршируют).

- Теперь прослушайте еще одну мелодию. (Включается гимн России.)

 Как вы думаете можно ли петь и танцевать под эту песню? (Ответы детей)

- Эта мелодия не похожа на предыдущие. Она торжественна, но под нее не хочется маршировать или танцевать, а хочется стоять смирно и слушать о величие и мощи нашей страны.  Граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, не разговаривают.

-Кто знает, а почему нужно слушать гимн именно так?

Дети. Таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну, к своей стране, к своей Родине.

(Воспитатель достает из посылки белого голубя)

Воспитатель. Ребята, а что обозначает белый голубь?

Дети. Белый голубь – это символ мира.

Воспитатель. Все верно. И конечно очень хочется, чтобы все народы, заселяющие нашу страну Россию, жили мирно и дружно. Давайте каждый из нас сделает такого голубя и посадит его на березу.

Пальчиковая игра «В России».

«Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не цветут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы, а какие есть грибы! А ещё пекут в печи вот такие калачи!».

Дети делают голубей мира (оригами).

Список использованной литературы

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.- Скрипторий, 2003.- 96 с.

2.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А.- 2-е изд.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 752с.

3.Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплксных занятий / автор-составитель Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.- Волгоград: Учитель, 2012.- 346 с.

4.Е.Ф. Черенкова Простейшие модели оригами.- М.: ДОМ XXI век: РИПОЛ классик, 2011.-248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе«Наша Родина -Россия »

формировать у детей преставление о России, как о родной стране, закрепить название «Россия», формировать преставления о государственном флаге РФ, познакомить детей с национальным русским костюмом. Вос...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»

Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....

Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»

(Образовательная область «Познавательное развитие»)Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширя...

Развивающая образовательная ситуация в старшей группе по ПДД "Перекрёсток"

Закрепление знаний детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе....

Конспект развивающей образовательной ситуации по финансовой грамотности в старшей группе «Как появились первые деньги?»

Конспект развивающей образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе «Как появились первые деньги?»Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамо...