Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Зимушка – зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Конспект НОД «Зимушка-зима» для детей подготовительной группы по речевому развитию (с использованием мнемотаблиц).

Цель:  Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.                                                                                            Задачи:                                                                                - речевое развитие:                                                                                                         Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ о зиме по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. Расширять словарный запас детей.                                                                                  - познавательное развитие:                                                                           Обобщать и систематизировать знания детей о зимних природных явлениях. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;                              - социально – коммуникативное развитие:                                              Воспитывать любовь к родной природе. Формировать взаимопонимание, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                 детский сад №83 комбинированного вида                                                             Приморского района   Санкт – Петербург

Конспект НОД

по речевому развитию                                                                                        

на тему: «Зимушка – зима»

для детей  подготовительной группы

Технологии: - игрового обучения

                        -моделирование

                                                     

Автор: воспитатель ГБДОУ № 83

Приморского района

                                                                     Мубаракшина Екатерина Вадимовна

Санкт – Петербург

2019

 Конспект НОД «Зимушка-зима» для детей подготовительной группы по речевому развитию (с использованием мнемотаблиц).

Цель:  Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов.                                                                                            Задачи:                                                                                - речевое развитие:                                                                                                         Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять рассказ о зиме по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. Расширять словарный запас детей.                                                                                  - познавательное развитие:                                                                           Обобщать и систематизировать знания детей о зимних природных явлениях. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;                              - социально – коммуникативное развитие:                                              Воспитывать любовь к родной природе. Формировать взаимопонимание, самостоятельность.

Материалы: Игра «Имена»,  игра  «Какая? Какой? Какое?», игра «Назови отгадку», картинки на зимнюю тему, мнемотаблица для составления рассказа, «снежки».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Зима»,  чтение стихов , художественных произведений о зиме .

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена», бросает мяч ребенку, он должен назвать свое имя ласково.

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (зима).

- Ребята,  сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - зиме». А как  называются зимние месяцы?

Дети: - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе зимой?

Дети: - Выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; дни становятся короткими; стоят морозные, студеные дни; дует ледяной ветер; солнце светит, но не греет; все катаются на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: - Вы любите кататься с горки?

Дети: - да.

Воспитатель: - А из чего строим горку?

Дети: - из снега.

2.  Игра  «Какая? Какой?  Какое?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая?) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….)

СНЕГ (какой?) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый…)

НАСТРОЕНИЕ (какое?) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое …..)

ЛЕД (какой?) – тяжелый, прозрачный, холодный…)

Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и  поэтому горка получилась высокая.

3. Составление предложений.

Воспитатель:  - А сейчас мы отправимся на прогулку (вывешивает на доску картинки – шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи…)

- Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки в зимнее время? И почему? (дети составляют предложения).

        Физминутка: «Снеговик».

Давай, дружок, смелей дружок (идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком).

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком (рисуют руками большой круг),

И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трех комков).

Его улыбка так светла! (широко улыбаются).

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются  до носа, как бы держат метлу в руке). 

Но солнце припечет слегка –  (медленно приседают).

Увы! – и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами).

4. Рассказ воспитателя «Гостья зима» 

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, будем учиться составлять рассказ о зиме. Но сначала послушайте, какой рассказ составила я.  

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказа воспитателя:

 - Кто пришел к нам в гости?

-  Чем зима накрыла землю?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- Какие зимние забавы вы знаете?

5. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблице:

 http://detidom.ucoz.ru/_si/2/s16364101.jpg

Воспитатель: - Ребята, какие слова мы использовали для составления рассказа? (дети перечисляют). Они нам помогут выполнить следующее задание.

6. Дидактическая игра «Назови отгадку»  (дети отвечают на вопрос – по каким словам догадались, что это - зима, и т.д):

 Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - 
слезы льет. (Зима)
 

Что за нелепый человек?
Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
 (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

 Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И 
кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые ….. (Снежинки).

Тяжело нам в них ходить по асфальту летом,                               Но легко по льду скользить нам зимой при этом. (Коньки).

Носится, свищет, мечется, рыщет.                                             Где пробежит, листик дрожит.                                                Где пронесется, дерево гнется. (Ветер).

С горки сами вниз летят, а на горку не хотят,                          Надо в горку за веревку каждый раз тянуть назад. (Санки).

7. Итог занятия.                                                                                     Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы  сегодня много вспомнили о природе в зимний период, составили замечательные рассказы о Зимушке – зиме. Я думаю, что Зимушка – зима довольна вами, тем, что вы так много знаете.  Она с вами прощается до следующего года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательно-речевому развитию на тему "Зимушка-Зима!"

Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи:Познакомить и рассмотреть с детьми снежинку (легкая, воздушная, белая).Уточнить понятия «высоко» - «низко»...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по художественно-эстетическому развитию(рисование). Тема: «Зимушка-зима!»

Программное содержание: Расширять представления детей о понятиях "добро" и "зло". Прививать детям чувство любви к окружающему миру, к ближнему своему. Развивать творческое воображение, умени...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Зимушка-зима" в подготовительной группе

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.Задачи:образовательные: закреплять обобщенные пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Зимушка - зима» с воспитанниками младшей группы, с использованием дидактических игр.

Занятие  «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.  Данный конспект позволяет в...