Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ
статья по развитию речи

Шатовкина Наталья Владимировна

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ

Шатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»

 Речевой этикет - это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. К сожалению, в наше время наблюдается «дефицит» уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательным становится здороваться с соседом, в общественном месте можно не благодарить за оказанную услугу, допустимо перебивать собеседника. В связи с этим тема формирования речевого этикета становится достаточно актуальной на данный момент. Если человек обладает речевым этикетом, то с ним и приятно общаться другим, к нему тянутся люди, он легко заводит знакомство и поддерживает их теплыми беседами. Этикет есть внешняя, видимая часть этики, которая сложилась в течение веков и тысячелетий в обществе людей и составляет неотъемлемую часть, даже основу духовного мира личности.

 По данным ряда психолого-педагогических исследований, у  дошкольников с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению».

Следует констатировать, что в настоящее время как детьми, так и взрослыми используется минимальное количество формул и выражений речевого этикета, ограничиваясь наиболее типичными, шаблонными фразами, типа: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «до свидания». Дошкольники копируют поведение взрослых и поэтому в речи детей с ОВЗ речевые формулы весьма просты и примитивны. Коммуникативная способность детей характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения: у них наблюдается бедность этикетного словаря; наличие большого количества лексико-грамматических ошибок; трудности актуализации этикетных выражений.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья, испытывают определенные сложности при усвоении эмоционально-экспрессивной лексики. Часто они говорят шаблонными фразами, с трудом распространяют предложение, наблюдаются вербальные парафазии: слова, трудные по семантике, они заменяют более простыми. Кроме того, у этих детей отмечается нарушение просодической стороны речи:  они недостаточно эмоциональны, амимичны, с трудом воспроизводят вопросительную или восклицательную интонацию; имеют различные голосовые особенности в виде нарушения темпа и ритма речи, слабой голосоподачи, общей смазанности дикции.

При организованной, целенаправленной работе, уровень развития речевого этикета возрастает с каждой группой, поднимаясь от низкого в младшем дошкольном возрасте к высокому — в старшем. Уровень развития данного навыка находится в прямой зависимости от воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с речевым этикетом, его правилами и способами употребления в разных ситуациях общения. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника, и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Основная цель технологии обучения формул речевого этикета заключается в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников. Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:

- развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);

- обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

- обучение детей речевым этикетным формулам

 Для организации подобной работы в рамках формирования коммуникативных умений целесообразно придерживаться единой технологии, вытекающей из лингвистических, психолингвистических и психологических особенностей русского речевого этикета. Основная идея заключается в переходе от знакомства с основными формулами речевого этикета к овладению навыками осмысленного использования их в своей речи.

Такая технология включает последовательное выяснение по каждой группе формул следующих моментов:

- типовая коммуникативная ситуация, в которой используются формулы данной группы;

- назначение (или функция) данной группы формул;

- набор формул с их стилистической дифференциацией;

- правила выбора формул;

- невербальное сопровождение и сопутствующие правила поведения (например, правила представления, рукопожатия и т.п.).

          Следующий шаг — это решение(проигрывание) коммуникативных задач на применение изученных формул и правил поведения.

          Предлагаем наиболее актуальные тематические группы речевых этикетных формул: формы обращения; приветствия; прощания; знакомства; извинения; благодарности; поздравления/пожелания; просьбы; вежливого отказа; комплимента.

Группа формул «Приветствие»

Функция: подтверждение факта знакомства

Особенности невербального сопровождения: рукопожатия, объятия, жест рукой, поклон, выражение доброжелательного отношения

Сопутствующие правила: правила рукопожатия, правила приветствия мужчин и женщин, взрослых и сверстников

Основные формулы представляются в цвете: стилистически сниженные: здорово, хэлоу,  салют, - в  фиолетовом; нейтральные: доброе утро, день, вечер, привет, здравствуй(те), приветствую вас – в зелёном; стилистически возвышенные: мое почтение, разрешите (позвольте) вас поприветствовать! , очень рад! Доброго здоровья, нижайший поклон – в  красном цвете.                     

Коммуникативные задачи на применение данной группы формул:

1.    На улице ты встретил человека, с которым давно не виделся. Как ты с ним поздороваешься, если это: твоя воспитательница; твой друг; просто знакомый человек

     2. Как ты поздороваешься с другом, придя утром в группу? С воспитателем?

     3.  На улице ты столкнулся с человеком, которого ты точно знаешь, но не помнишь, - как его зовут. Поздороваешься ли ты с ним? Как?

    4. Можно ли поздороваться без слов? Как ты это сделаешь?

Группа формул «Извинение»

Функция: мы причинили - неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно то есть, признание своей вины.

Особенности невербального сопровождения: рукопожатия, объятия, жест рукой, поклон, выражение доброжелательного отношения.

Сопутствующие правила: выражения доброжелательного отношения.

Основные формулы: стилистически сниженные: сори, пардон, виноват; нейтральные: прости(те), извини(те), не сердитесь пожалуйста, прошу прощения, мне неловко; стилистически возвышенные: приношу свои извинения, я не хотел вас обидеть, я причинил вам столько хлопот.

Коммуникативные задачи на применение данной группы формул:

1. Ты обидел друга. Как ты будешь просить прощения?

2. Можно ли извиниться без слов? Как ты это сделаешь?

3. Ты обидел дорогого тебе человека. Извинись.

4. Твои воспитательницы разговаривают, тебе нужно срочно задать вопрос. Каким способом ты прервешь их разговор?

Таким образом, благодаря обучению формулам речевого этикета по предложенной технологии, дети с ОВЗ овладевают умениями и навыками эффективной коммуникации со взрослыми и сверстниками; учатся самостоятельно решать конфликты мирным путем. У них формируются практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков. -Санкт -Петербург. : КАРО, 2005

2. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб: Питер, 2009.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета размещена в сборнике "Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: про...

Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками

Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе общ...