Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада
консультация по развитию речи (средняя группа)

Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребёнка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребёнка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребёнка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Однако проблема развития речи детей (как диалогической, так и монологической) серьёзно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Вопросно-ответная форма речи является самой распространённой. Дети в основном высказываются не по собственному побуждению, а подчиняясь требованию взрослого.

Таким образом, выдвигается проблема создания специальных занятий с использованием новых форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Занятия по коммуникативному развитию детей проводятся в рамках раздела программы «Развития речи». Принципы построения занятия:

  •  создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • обеспечивается главное условие общения - адресованность речи: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • широко используются различные коммуникативные средства: образно жестовые, мимические, интонационные.

Занятия организуются по подгруппам от 4-7 человек. Какая наполняемость является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, проведения индивидуальной работы, а также – для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность дошкольников и предупредить утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии, создается располагающая к обучению обстановка: дети могут сидеть на напольных подушках, на коленях, стоять около педагога.

Важной особенностью работы на начальном этапе является специфическое отношение взрослого непосредственно к речи детей.

Многие дети среднего и старшего возраста занимаются с логопедом. Для обеспечения более быстрой автоматизации поставленных звуков логопед, как правило, ориентирует взрослых на необходимость внешнего контроля за речью ребенка, просит напоминать, чтобы тот говорил правильно. Это справедливо.

Нередко, однако, процесс введения в речь поставленных звуков затягивается, и постоянные обращения «Скажи правильно!» в ходе коммуникативного тренинга могут вызвать обратный эффект – погасить речевую активность. Ребенок начинает усиленно следить за качеством своего произношения, сосредоточивания все внимание на том, как, а не что он говорит.

Именно поэтому необходимо вначале как бы отодвигать на второй план проблему звукопроизношения: не исправлять, не просить правильно повторить сказанное. Главной задачей этого этапа становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, речевой активности (развернутость высказываний и т.д.).

Главная задача второго этапа коммуникативного развития ребенка - создание речевой среды. Какой должна быть речь взрослого? Ведь именно он создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Как правило, при проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, речь взрослого звучит почти постоянно (разговорной громкости или шепотная).

Однако это не означает, что создать речевую среду – просто много говорить. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это означает? Синонимы - слова, тождественные по своему звучанию. В данном же случае имеются в виду не слова, а предложения – синонимы, т.е. высказывания, одинаковые по смыслу, но выраженные разными словами.

Таким образом, для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели – структуры. Например, чтобы узнать имя ребенка (в игре «Давайте знакомиться!»), взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами «Как тебя зовут?» к другому – «Назови свое имя» и тд. Вслед за этим дети, обращаясь, друг к другу, стараются не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой «поиск» выступает в качестве цели).

В ходе коммуникативного тренинга используются как традиционные (модифицированные в соответствии с задачами коммуникативного развития), так и совершенно новые (авторские) виды работы. Один из них получил название «комментированное рисование».

Комментированное рисование облегчает установление визуального (зрительного) контакта ребенка со сверстником. Некоторые дети недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога.

В качестве объектов для рисования и осуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь в детском саду (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.

Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, их занятия, игры и взаимоотношения.

В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений.

В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут (даже в старших группах). Затем дети переходят к рассказыванию и, если они не устали и в запасе есть время, - к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т.д.

Дети устают все время говорить. Чтобы этого избежать, процесс создания «картины» обычно перемежается интонационными действиями с изображаемыми объектами, пантомимическими загадками и пр., которые выполняют роль физкультминутки. Эти динамические паузы также подчинены задачам коммуникативного тренинга и не прерывают его логику.

Высокоэффективным приемом развития речевой активности при общении является работа с картинками, изображающими бытовые, трудовые, игровые, изобразительные и конструктивные действия детей. Перед ребенком стоит задача говорить от имени персонажа.

Ребенку сообщают, что на картинах нарисован он, даже называют его именем изображенный персонаж. «Ирина, это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме». В этом случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом в первом лице единственного числа, что необходимо для общения («Я взяла щетку и стала подметать….»).

Второй вариант задания это когда ребенку предлагают те же картинки. Но на них как будто изображены другие дети з группы, выполняющие различные трудовые поручения, а ребенок должен рассказать, чем каждый из них занят. Задача, стоящая перед ребенком заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол второго лица единственного числа («Коля, здесь ты помогаешь подметать пол»).

Третий вариант задания. Ребенок сообщает другому о действиях третьего. Например, девочка рассказывает детям, как ее подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение и глагол третьего лица единственного числа. («Нарисовано, как она моет посуду»).

Использование картинок с изображением элементарных действий позволяет более эффективно решать вопросы коммуникативного общения. Для дошкольника чрезвычайно важно, чтобы объект, о котором идет речь, был ему хорошо известен. Поэтому необходимо строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в э...

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

Доклад на тему: «Социально- нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада»

В этой презентации изложены следующие вопросы:что такое социально-нравственное воспитание?кто и какие выделил этапы формирования личности?какие созданы условия социально-нравственного воспитания в дет...

Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.

hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...

«Организация работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада»

Пример организации работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада...